PDF Скачать статью в pdf. 

 УДК 37.012:378(4)

DOI: 10.15507/1991-9468.101.024.202004.532-551

 

Дескриптивный анализ бенчмаркинга интеллектуальных интеграций SMART/UNI-Q систем в рамках Европейского пространства высшего образования

Сибгатуллина-Денис Ирене
директор международных программ науки и образования Института интеллектуальных интеграций (1080, Австрия, г. Вена, ул. Шкодагассе д. 7/7), аффилированный профессор кафедры экономики и менеджмента Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), грант-исследователь ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пироговская, д. 1/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5149-6139, ResearcherID: E-1795-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рябов Оскар Раифович
генеральный директор, генеральный эксперт Управления урбанистики, экономики и психологии Института интеллектуальных интеграций (1080, Австрия, г. Вена, ул. Шкодагассе, д. 7/7), приглашенный профессор-исследователь ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), грант-исследователь ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Пироговская, д. 1/1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5437-3297, ResearcherID: K-9123-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мерзон Елена Ефимовна
директор Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7708-2946, Scopus ID: 55931033300, ResearcherID: Y-3541-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ванчова Алица
директор института специальных педагогических исследований факультета образования Университета Коменского (814 99, Словакия, г. Братислава, ул. Сафарикова, д. 6), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6885-4166, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Стратегия развития международного образования ЭРАСМУС 20.30 стимулирует изучение процессов внедрения программ интеллектуальной интеграции в систему дополнительного профессионального образования университетов мира. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение наращивания интеграционного интеллектуального потенциала в едином пространстве высшего и дополнительного профессионального образования EHEA позволяет определить эффективность применения мировых бенчмаркинг технологий в управлении системами SMART/UNI-Q и сближения университетов мира. Цель исследования – на основе конкретизации результатов обширного дескриптивного анализа бенчмаркинга интеллектуальных интеграций и дескриптивного описания процессов применения бенчмаркинг технологий интеллектуальной интеграции, их научной идентификации и внедрения в отдельных университетах, университетских альянсах и консорциумах выявить общие и специфические показатели устойчивого международного партнерства, влияющие на запрос потребителей международного образования и рынка труда.
Материалы и методы. Впервые в исследованиях бенчмаркинга интеллектуальных интеграций в международной деятельности университетов используется метод дескриптивного анализа. Активные секторы бенчмаркинга SMART/UNI-Q выявлялись на всю совокупность данных, добровольно представленных университетами ‒ участниками проектов австрийского института интеллектуальных интеграций в допандемический период 2017–2020 гг. Доля ключевых участников и доля опубликованных исследований бенчмаркинга анализировалась по странам-участникам. Изменения миссии бенчмаркинга на рынке международного образования анализировались в соответствии с запросами мировых потребителей. Анализ проводился по базам департамента образования ЕС, платформы ETINED и порталов европейских диссертационных обзоров, находящихся в открытом доступе. В качестве точечных индикаторов сравнения использовались данные Европейского ресурсного центра WERGELAND. В исследовании представлен анализ по пяти сегментам бенчмаркинга международной деятельности: транспарентность, разнообразие, «продуктовая линейка», цифровая активность, цифровые инструменты управления. Инфографика модусов показана в реальной, улучшенной и идеальной моделях. Сравнительный анализ использовался и для изучения асинхронизмов академической мобильности в период COVID-кризиса.
Результаты исследования. Полученные результаты исследования демонстрируют низкие показатели эффективности применения бенчмаркинга интеллектуальных интеграций в международном сотрудничестве университетских альянсов. Преобладание и стабильная эффективность в использовании бенчмаркинга имеет место быть в отдельных университетах Европы в периоды активности по реализации новых стратегий международного образования и лишь на короткие периоды, чаще связанные с аккредитацией. Модель преодоления асинхронизмов устойчивого развития в управлении системами SMART/UNI-Q по критерию гарантии качества высшего образования в международном сотрудничестве EHEA не является окончательной и на сегодняшний день может быть описана только через дескриптивные показатели. На фоне экономического кризиса и турбулентности, связанной с пандемией COVID-19, снижение масштабной академической мобильности является неизбежной тенденцией. Однако в связи с увеличением разницы реагирований экономик и менеджмента в сфере высшего профессионального образования между развитыми и менее развитыми странами, а также с усилением общих тенденций экономической интеграции количество академических мигрантов способно повышаться. Психологической проблемой научной миграции стала асинхрония, т. е. неравномерность, возможностей и адаптации в новую цифровой среду университетских консорциумов и их реализаций на практике.
Обсуждение и заключение. Материалы данной статьи будут полезны CEO-директорам международных университетов, руководителям департаментов международной деятельности, сотрудникам национальных офисов ЭРАСМУС, координаторам проектов ЭРАСМУС+, подразделений дополнительного профессионального образования и академической мобильности для разработки перспективных стратегий внешнего и внутреннего бенчмаркинга межуниверситетских проектов интеллектуальных интеграций и управления качеством международной деятельности.

Ключевые слова: международный опыт интеграции в европейском образовании, признание квалификаций, менеджмент качества, бенчмаркинг, дескриптивная модель, асинхронизмы академической мобильности в период COVID-19

Финансирование: Институт перспективных исследований Московского педагогического государственного университета (г. Москва, Российская Федерация); Австрийский институт интеллектуальных интеграций (г. Вена, Австрия).

Благодарности: авторы благодарны поддержке исследования со стороны Института перспективных исследований Московского педагогического государственного университета ИПИ МПГУ (проект № 0-1238 «Факторный анализ технологий эталонного тестирования для менеджмента систем Smart/Uni-Q (Описательный подход к качеству в рамках Европейского пространства высшего образования)»); Российского Института науки и культуры в Вене, Федерального агентства независимых государств; соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Особая благодарность рецензенту статьи, редактору журнала и начальнику управления международных связей Мордовского государственного университета РФ, чьи ценные комментарии позволили исправить фактические неточности, улучшить качество текста и дополнить статью результатами экспресс-исследования в период СОVID-19.

Для цитирования: Дескриптивный анализ бенчмаркинга интеллектуальных интеграций SMART/UNI-Q систем в рамках Европейского пространства высшего образования / И. Сибгатуллина-Денис, О. Р. Рябов, Е. Е. Мерзон, А. Ванчова // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 4. – С. 532–551. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.532-551

Заявленный вклад авторов:
Сибгатуллина-Денис Ирене – руководство и разработка проекта исследования; формулирование концепции исследования и обзор зарубежной литературы; описание методов; сбор информации; научное редактирование текста.
Рябов Оскар Раифович – структурирование разделов и текста статьи; идентификация интернет-ресурсов; описание дескриптивной модели; анализ результатов; концептуальная разработка графических иллюстраций статьи; проверка результатов исследования; подготовка текста заключения.
Мерзон Елена Ефимовна – структурирование обзора литературы; анализ полученных данных; оформление таблиц; написание рабочего варианта статьи; идентификация терминологии и используемых понятий.
Ванчова Алица – обзор диссертационных исследований бенчмаркинга по Восточной Европе; проверка аббревиатур; аналитика графиков; руководство экспрес-исследованием в период COVID-19.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.08.2020; принята к публикации 09.10.2020;
опубликована онлайн 30.12.2020.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License