PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378:005.6

DOI: 10.15507/1991-9468.100.024.202003.377-395

 

Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов

Измайлова Марина Алексеевна
профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), доктор экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7558-9639, Scopus ID: 57189310428, Researcher ID: F-6838-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Корнева Евгения Юрьевна
руководитель представительства в Москве ООО «Русский Регистр-Балтийская инспекция», Программы Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» по независимым оценкам качества образования (127642, Россия, г. Москва, проезд Дежнева, д. 1, оф. 415), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1656-0382, Publons ID: https://publons.com/researcher/3753884/korneva-evgeniya, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Маколов Василий Иванович
доцент кафедры организационного развития ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (125993, Россия, г. Москва, Миусская площадь, д. 6), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-6750, Scopus ID: 56303841000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Салимова Татьяна Анатольевна
профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой управления качеством ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4050-2702, Scopus ID: 56303996800, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Проблемы обеспечения качества входят в число приоритетных в деятельности российских и европейских университетов. В связи с этим в настоящей статье авторы исследуют различные подходы к данному процессу в образовательных организациях, анализируют результаты проведенного исследования, связанного с оценкой европейских процедур, моделей и механизмов гарантии качества, реализуемых в российских университетах.
Материалы и методы. В конце 2019 г. авторами проведено исследование с применением сервиса Google Docs. В нем приняли участие 104 эксперта – представители вузов из 50-ти регионов России. Исследование проводилось на основе экспертного интернет-опроса и статистического анализа полученных результатов.
Результаты исследования. В российских университетах в наибольшей степени распространены модель обеспечения качества, основанная на требованиях и критериях государственной аккредитации, а также модель, базирующаяся на стандартах и рекомендациях ESG ENQA, а приоритетное внимание уделяется разработке основных документов по гарантии качества образования на институциональном уровне без регламентации неключевых аспектов. В большинстве вузов ответственность за координацию деятельности в области качества закреплена за проректором (как правило, по учебной работе). Университеты достаточно активно проводят опросы обучающихся, именно на этой группе заинтересованных сторон они делают акцент в процессе реализации обратной связи по вопросам качества образования. Распространена практика обсуждения результатов анализа опросов заинтересованных сторон на уровне ученых советов. К числу наиболее распространенных инструментов обеспечения качества относятся опрос обучающихся, работодателей, преподавателей и сотрудников по вопросам качества образования, мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников, профессионально-общественная аккредитация. Значительная часть респондентов выделила следующие основные проблемы: отсутствие единой модели обеспечения качества образования и дефицит квалифицированных кадров в данной области.
Обсуждение и заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для дальнейшего совершенствования систем обеспечения качества образования в российских университетах в контексте развития положений Болонского процесса.

Ключевые слова: высшее образование, система обеспечения качества, стандарты и рекомендации ESG, проблемы качества образования, опрос российских университетов, инструменты обеспечения качества

Финансирование: публикация подготовлена в рамках поддержанного проекта Жан Монне / Поддержка ассоциаций (Эразмус+) Quality Assurance of Higher Education in Russia: Integration with European Approaches – Integration into the European World 611520-EPP-1-2 019-1-RU-EPPJMO-SUPPA.

Для цитирования: Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов / М. А. Измайлова, Е. Ю. Корнева, В. И. Маколов, Т. А. Салимова. – DOI 10.15507/1991-9468.100.024.202003.377-395 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 3. – С. 377–395.

Заявленный вклад авторов:
Измайлова Марина Алексеевна – научное руководство; критический анализ и уточнение выводов.
Корнева Евгения Юрьевна – разработка программы исследования; сбор данных; статистическая обработка результатов анкетирования; представление результатов исследования.
Маколов Василий Иванович – разработка программы исследования и анкеты; сбор и анализ данных; визуализация; подготовка выводов.
Салимова Татьяна Анатольевна – литературный обзор; развитие методологии; анализ результатов исследования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 08.05.2020; принята к публикации 14.06.2020;
опубликована онлайн 30.09.2020.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License