УДК 159.9-053.6
DOI: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.252-275
Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте
Фатихова Лидия Фаварисовна
доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7745-2457, Scopus ID: 56458963400, ResearcherID: AAB-6207-2020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна
доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 3а), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3821-5045, Scopus ID: 57193270725, ResearcherID: AAB-6186-2020, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. В современных психолого-педагогических исследованиях проблема становления безопасного поведения рассматривается у учащихся различного возраста, осуществляется попытка установить условия формирования видов психологической безопасности. Целью статьи является выявление готовности к безопасному поведению детей и подростков с ментальными нарушениями, понимания и интерпретации опасных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности.
Материалы и методы. При проведении исследования применялись следующие стандартизированные методики: опросник В. Г. Маралова, позволяющий установить тип отношения индивида в ситуации опасности (адекватный, тревожный, игнорирующий, неопределенный); адаптированная М. В. Соколовой скрининговая методика Г. Перуэ-Баду «Школа субъективного благополучия» для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия; авторская методика на изучение восприятия подростками и юношами с ментальными нарушениями и их нормотипичными сверстниками различных видов опасности (физической, социальной и информационной). С целью подтверждения гипотезы исследования был использован двухфакторный дисперсионный анализ (факторы «Возраст» и «Ментальные нарушения»).
Результаты исследования. По итогам исследования авторы установили, что нормотипичные учащиеся в подростковом и юношеском возрасте обладают способностью распознавать опасные ситуации и эмоциональные состояния участников таких ситуаций, прогнозировать последствия и предлагать конструктивные способы по их избеганию. Возраст способствует формированию способности учащихся (с ментальными нарушениями и без нарушений) распознавать типы опасных ситуаций: в юношеском возрасте она выше, чем в подростковом. Возраст оказывает влияние на самооценку здоровья: у учащихся юношеского возраста данный показатель выше, чем у подростков. У учащихся с ментальными нарушениями способность к распознаванию опасностей физической и социальной среды, прогнозированию и их избеганию ниже, чем у их нормотипичных сверстников. Наличие ментальных нарушений оказывает влияние и на такой показатель, как «Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику».
Обсуждение и заключение. Статья будет полезна исследователям, изучающим проблему безопасного поведения молодежи в различных ситуациях.
Ключевые слова: безопасность, опасная ситуация, подросток, лицо юношеского возраста, ментальное нарушение, способность к распознаванию опасных ситуаций, способность к распознаванию эмоциональных состояний участников опасных ситуаций, способность к прогнозированию и избеганию опасных ситуаций, тип отношения к опасности, субъективное благополучие личности
Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций».
Для цитирования: Фатихова, Л. Ф. Различия характеристик безопасности учащихся с ментальными нарушениями в подростковом и юношеском возрасте / Л. Ф. Фатихова, Е. Ф. Сайфутдиярова. – DOI 10.15507/1991-9468.099.024.202002.252-275 // Интеграция образования. – 2020. – Т. 24, № 2. – С. 252–275.
Заявленный вклад авторов:
Фатихова Лидия Фаварисовна – научное руководство; формулирование основной концепции исследований; разработка методологии исследования; сбор данных и доказательств; проведение экспериментов.
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна – статистическая обработка эмпирических данных; поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; анализ научной литературы.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 20.01.2020; принята к публикации 20.03.2020;
опубликована онлайн 30.06.2020.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.