PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 378.016:004.42

DOI: 10.15507/1991-9468.097.023.201904.587-606

 

Формирование компетентности в области программирования у будущих инженеров-программистов

Круглик Владислав Сергеевич
профессор кафедры информатики и кибернетики Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (72312, Украина, г. Мелитополь, ул. Гетманская, д. 20), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5196-7241, Scopus ID: 56006715100, Researcher ID: V-3861-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Осадчий Вячеслав Владимирович
заведующий кафедрой информатики и кибернетики Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (72312, Украина, г. Мелитополь, ул. Гетманская, д. 20), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5659-4774, Scopus ID: 57190217440, Researcher ID: I-8586-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В связи с интенсивным развитием индуст рии программного обеспечения происходит постоянное обновление технологий и языков, применяемых в профессиональном программировании. Эти процессы актуализируют задачи повышения качества обучения и обеспечения формирования компетентности в области программирования у студентов специальностей, в рамках которых осуществляется подготовка специалистов для отрасли информационных технологий. Целью статьи является освещение результатов научного исследования, направленного на разработку и внедрение в высших учебных заведениях системы подготовки будущих инженеров-программистов к профессиональной деятельности.
Материалы и методы. В работе приняли участие 139 студентов двух университетов Украины. Исследование было организовано с применением метода параллельного эксперимента (сбор данных проводился в контрольной и экспериментальной группах). Для сбора данных об уровне сформированности у студентов компетентности в сфере программирования проведен анализ их успеваемости по ряду профессионально ориентированных дисциплин. Для анализа полученных показателей применялись методы группировки, построения сводных таблиц, графического представления данных. Их достоверность была проверена с использованием критериев Фишера и однородности χ2 Пирсона.
Результаты исследования. Авторы статьи впервые разработали систему подготовки будущих инженеров-программистов к профессиональной деятельности и выполнили экспериментальную проверку эффективности формирования у студентов компетентности в области программирования в рамках данной системы. По итогам проведенного исследования авторы определили, что на констатирующем этапе более трети студентов имели низкий уровень сформированности исследуемой компетентности, что свидетельствовало о недостаточном уровне профессиональной подготовки. По результатам контрольного этапа установлено, что в экспериментальной группе уровень сформированности компетентности в области программирования существенно повысился. Данное исследование расширило представление о концептуальных основах профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов в высших учебных заведениях.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практическую ценность для научно-педагогических сотрудников вузов при разработке образовательных программ профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов, в частности в сфере программирования.

Ключевые слова: будущий инженер-программист, компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетентность в области программирования, формы, методы и средства профессиональной подготовки, педагогический эксперимент

Для цитирования: Круглик В. С., Осадчий В. В. Формирование компетентности в области программирования у будущих инженеров-программистов // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 4. С. 587–606. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.097.023.201904.587-606

Заявленный вклад авторов:
Круглик Владислав Сергеевич – проведение исследования; анализ и обобщение результатов; содержательная характеристика данных и формулировка выводов.
Осадчий Вячеслав Владимирович – научное руководство и консультирование на всех этапах исследования; постановка и конкретизация проблемы исследования; проведение критического анализа.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 11.03.2019; принята к публикации 02.09.2019;
опубликована онлайн 31.12.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.