PDF Скачать статью в pdf.

УДК 371.26-021.4

DOI: 10.15507/1991-9468.096.023.201903.440-457

 

Разработка комплекса критериев анализа ответов обучаемого в экспертных системах контроля и оценки знаний

Головачева Виктория Николаевна
профессор кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2024-2109, Scopus ID: 56646538500, Researcher ID: N-9843-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Томилова Надежда Ивановна
доцент кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8782-5627, Scopus ID: 57194212148, Researcher ID: B-2794-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Абилдаева Гульнур Балтабаевна
старший преподаватель кафедры информационно-вычислительных систем РГП «Карагандинский государственный технический университет» (100027, Казахстан, г. Караганда, Бульвар Мира, д. 56), магистр технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3262-2552, Researcher ID: B-3194-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. В статье рассматривается проблема объективного оценивания знаний с использованием экспертных автоматизированных систем контроля и оценки знаний. Актуальность статьи обусловлена повышением качества проведения контроля и оценки знаний методом тестирования. Цель статьи заключается в обосновании эффективности и разработки комплекса критериев анализа тестового ответа и научно обоснованного подхода к их оцениванию.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе системного анализа и методики отслеживания результатов обучения Б. Блума, а также методики, широко используемой в исследовании качества обучения по оценке образовательных достижений учащихся Program for International Student Assessment. Для изучения проблемы было проведено анкетирование, в котором приняли участие 102 преподавателя и 357 студентов Карагандинского государственного технического университета и Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова.
Результаты исследования. В статье предложен новый подход к конструированию тестового вопроса и ответа, допускающего свободно конструируемую форму тестового ответа. Анализ оценки такого ответа достигается комплексом критериев ее формирования на основе разработанных алгоритмов критериев оценки их качества. Это дает возможность применить полученные результаты для решения научной проблемы объективного оценивания знаний с использованием тестирования.
Обсуждение и заключение. Выполненное исследование расширило представление о возможностях использования экспертных систем контроля и оценки знаний и повышении объективности знаний, приобретенных в процессе обучения. Полученные результаты представляют практическую значимость для педагогов при разработке экспертных систем контроля и оценки знаний. Перспектива дальнейшего изучения – совершенствование метода тестирования посредством расширения комплекса критериев оценки знаний.

Ключевые слова: дидактика, тестирование, формы конструирования тестового ответа, комплекс критериев, экспертная система контроля и оценки знаний, качество обучения

Для цитирования: Головачева В. Н., Томилова Н. И., Абилдаева Г. Б. Разработка комплекса критериев анализа ответов обучаемого в экспертных системах контроля и оценки знаний // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 3. С. 440–457. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.096.023.201903.440-457

Заявленный вклад авторов:
Головачева Виктория Николаевна – разработка методологической составляющей; формулирование основной концепции исследования; научное руководство; постановка научной проблемы и определение основных направлений ее решения, критический анализ и доработка текста; формирование выводов.
Томилова Надежда Ивановна – общее руководство проектом; развитие методологии; участие в разработке экспертной системы контроля и оценки знаний; составление тестовых заданий для проведения педагогического эксперимента; проведение критического анализа материалов и формирование первоначальных выводов.
Абилдаева Гульнур Балтабаевна – поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; проведение тестирования; сбор и анализ статистических данных; визуализация данных в тексте; проведение анализа и подготовка первоначальных выводов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.02.2019; принята к публикации 24.05.2019;
опубликована онлайн 30.09.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.