УДК 378:159.923
DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект
Серафимович Ирина Владимировна
проректор по организационно-методической деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0740-5145, Researcher ID: I-5263-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Беляева Ольга Алексеевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1524-0803, Researcher ID: T-8091-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Актуальность исследования обусловлена высоким общественным запросом к сфере образования, особенно в области формирования личностных результатов школьников, представляющих собой систему ценностно-смысловых установок. Авторы статьи впервые сделали попытку интегрированной и комплексной оценки ценностного аспекта социокультурного пространства современной образовательной среды. Цель статьи – выявление особенностей системы ценностных ориентаций и определение степени близости и конгруэнтности информационно-ценностного поля различных участников образовательных отношений.
Материал и методы. Для изучения ценностных ориентаций педагогов и выпускников педагогического вуза авторами использован опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин), для изучения ценностного отношения школьников к ряду значимых объектов – опросник личностного роста (Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов), а также математико-статистические методы обработки данных.
Результаты исследования. На основе выявленных общих и специфических особенностей ценностных ориентаций участников образовательных отношений можно сделать выводы о нарастании у подростков критичности в оценке большинства объектов действительности, напряженности в восприятии субъект-субъектных отношений и собственной личности. Авторы установили, что у педагогов с различным стажем работы имеются сходства в выборе высокозначимых и низкостатусных сфер.
Обсуждение и заключение. Остается открытым вопрос о трансформации системы ценностей подростков на следующих возрастных этапах и характере изменений ориентиров молодых педагогов на протяжении их профессиональной деятельности, а также степени близости к изученным группам позиций родительской общественности. Полученные результаты могут быть использованы при выборе стратегии психолого-педагогического и тьюторского сопровождения подростков и педагогов, для профессионализации мышления педагогов и определения новых приоритетов в системе непрерывного педагогического образования.
Ключевые слова: ценностная ориентация, студент, педагог, обучающийся, конгруэнтность, ценноcтно-ориентационное пространство, социокультурная среда
Финансирование: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а).
Для цитирования: Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 232–246. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
Заявленный вклад авторов:
Серафимович Ирина Владимировна – формирование общего замысла и концепции исследования; сбор и систематизация данных; обобщение результатов исследования и формулирование выводов по выборке студентов педагогических вузов и педагогов.
Беляева Ольга Алексеевна – соучастие в формировании общего замысла и концепции исследования; теоретический анализ литературы; сбор и систематизация данных; обобщение результатов исследования и формулирование выводов по выборке обучающихся.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 03.11.2018; принята к публикации 03.12.2018;
опубликована онлайн 28.06.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.