УДК 378:001.8:159.923.2
DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.208-231
Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых
Бохан Татьяна Геннадьевна
заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), доктор психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9628-1470, Scopus ID: 56820133000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Шабаловская Марина Владимировна
доцент кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (634050, Россия, г. Томск, Московский тракт, д. 2), доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2622-3491, Scopus ID: 57193768514, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Галажинская Оксана Николаевна
доцент кафедры математической физики ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат математических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3725-9062, Scopus ID: 57193777722, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Атаманова Инна Викторовна
доцент кафедры генетической и клинической психологии ФГАОУ ВО «Томский государственный университет» (634050, Россия, г. Томск, пр. Ленина, д. 36), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8101-5586, Researcher ID: O-1431-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. В статье впервые представлены результаты ценностного развития у начинающих ученых во взаимосвязи с их доминирующими переживаниями, связанными с процессом научно-исследовательской деятельности. Возрастающий интерес молодежи к науке актуализирует изучение ценностно-смысловых и деятельностных аспектов жизненного мира начинающих ученых с целью определения условий развития научно-исследовательской компетентности, ресурсов совладания с возникающими объективными и субъективными трудностями. Цель статьи – выявление особенностей ценностного развития во взаимосвязи с эмоциями и смыслами доминирующих переживаний, возникающих в процессе научно-исследовательской работы у аспирантов.
Материал и методы. В процессе исследования были использованы методика М. Рокича (расширенная интерпретация М. С. Яницкого, А. В. Серого), метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд); классификация эмоций Е. П. Ильина; контент-анализ. Проведена статистическая обработка с помощью метода анализа частот и непараметрических критериев Н-Краскела-Уоллиса и Джонкхира-Терпстры.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования были выделены три группы аспирантов с различными вариантами ценностного развития личности, а также смысловые категории доминирующих переживаний аспирантов в процессе научно-исследовательской деятельности. Установлены доминирующие терминальные и инструментальные ценности у аспирантов с различными вариантами ценностного развития личности. Ценностное развитие большинства аспирантов указывает на личностную готовность к самореализации в научно-исследовательской деятельности, для которых характерен положительный эмоциональный фон и социальная направленность. Аспиранты с проблемами ценностного развития расположены к слабости целеполагания, псевдосамореализации, неадекватной самооценке, фрустрационной напряженности.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе на этапах профессионально-личностного становления современной молодежи: в возможности выявления образованной молодежи с научно-исследовательским потенциалом; на этапе обучения в аспирантуре в процессе подготовки диссертационного исследования и реализации научного продукта. Данная проблематика может получить свое развитие в изучении личностной готовности к самореализации в научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых в аспекте кросскультурного сравнения.
Ключевые слова: ценность, ценностно-смысловая сфера, самореализация, эмоциональное переживание, доминирующая мысль, исследовательская компетенция, начинающий ученый, аспирант, научно-исследовательская деятельность
Для цитирования: Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых / Т. Г. Бохан [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 208–231. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.208-231
Заявленный вклад авторов:
Бохан Татьяна Геннадьевна – создание проекта исследовательской модели; теоретический анализ научных представлений о самореализации личности; обозначение методологической основы исследования; качественный анализ результатов и их интерпретация.
Шабаловская Марина Владимировна – теоретический анализ литературы по проблеме исследования ценностей и смыслов у аспирантов; сбор данных в группе аспирантов; анализ полученных результатов и их интерпрет ация; оформление таблиц с результатами исследования.
Галажинская Оксана Николаевна – оформление электронной базы и систематизация исследовательских данных; статистическая обработка эмпирических данных.
Атаманова Инна Викторовна – подготовка литературного обзора; критический анализ и доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 22.10.2018; принята к публикации 30.11.2018;
опубликована онлайн 28.06.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.