УДК 37.016:62(470+571)
DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.164-181
Реализация китайско-российских образовательных программ подготовки инженеров для КНР
Федотова Нина Леонидовна
профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3470-0262, Scopus ID: 57205366101, Researcher ID: C-1277-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Соловьева Елена Борисовна
заведующий кафедрой теоретической электротехники, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» (197376, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 5), доктор технических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8204-6632, Scopus ID: 14067850300, Researcher ID: S-9287-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Второв Виктор Борисович
доцент кафедры систем автоматического управления ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина)» (197376, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, д. 5), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9929-0655, Researcher ID: G-7388-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Юн Людмила Гиеновна
преподаватель кафедры русского языка и литературы Фуданьского университета (200433, Китай, г. Шанхай, ул. Ханьдань, д. 220), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0650-9532, Researcher ID: G-6730-2019, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Актуальность исследования определяется постепенным расширением контактов Китая и России в образовательной сфере и необходимостью усовершенствования национальных систем образования. Цель статьи – выявить методические проблемы в организации китайско-российских образовательных программ подготовки инженерных кадров для Китая и предложить оптимальное решение этих проблем.
Материалы и методы. С целью рассмотрения проблем организации учебного процесса в рамках китайско-российских образовательных программ мы использовали эмпирические методы: описание, контент-анализ, сравнение и синтез. Проведено анкетирование преподавателей и студентов. Были опрошены студенты и преподаватели, принимавшие участие в совместной программе Санкт-Петербургского электротехнического университета и Сюйчжоуского технологического университета. В анкетировании также принимали участие преподаватели и студенты Цзянсуского педагогического университета.
Результаты исследования. Предложены рекомендации по разработке совместных программ, цель которых – подготовка высококвалифицированных инженеров для Китайской Народной Республики. Данные рекомендации будут способствовать оптимизации учебного процесса, повышению качества профессиональной подготовки китайских студентов и их уровня владения русским языком. На основе полученных результатов доказано, что для повышения качества подготовки китайских инженеров, получающих два диплома, необходимо учитывать мотивы китайских учащихся, их когнитивный стиль усвоения учебного материла, используемые учебные стратегии и национальные особенности китайской системы образования.
Обсуждение и заключение. Данная проблематика может получить свое развитие в дальнейшем исследовании факторов, влияющих на повышение академической мобильности китайских студентов, что должно способствовать расширению сотрудничества высших учебных заведений Китая и России. Результаты этого исследования могут быть полезны преподавателям, участвующим в совместных международных образовательных программах. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы при создании учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному и языку специальности, в том числе и цифровых, которые соответствуют потребностям студентов и позволяют повысить эффективность учебного процесса в целом.
Ключевые слова: совместная программа, обучение, китайский студент, инженерная специальность, русский язык как иностранный, анкетирование
Для цитирования: Реализация китайско-российских образовательных программ подготовки инженеров для КНР / Н. Л. Федотова [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 164–181. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.164-181
Заявленный вклад авторов:
Федотова Нина Леонидовна – руководство проектом; формулирование концепции исследования; подготовка и редактирование текста.
Соловьева Елена Борисовна – подготовка анкет; обработка результатов опроса преподавателей-предметников; перевод статьи на английский язык.
Второв Виктор Борисович – проверка результатов исследования; подготовка учебных планов по языку специальности; визуализация данных в тексте.
Юн Людмила Гиеновна – сбор информации; анализ полученных данных; написание рабочего варианта статьи; анализ результатов и подведение итогов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 16.12.2018; принята к публикации 18.02.2019;
опубликована онлайн 28.06.2019.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.