PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.012

DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.037-049

 

Формирование педагогической одаренности как ключевое условие повышения эффективности современной образовательной системы

 

Мазилов Владимир Александрович
заведующий кафедрой общей и социальной психологии ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), доктор психологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Слепко Юрий Николаевич
декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), кандидат психологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Статья посвящена анализу современного состояния проблемы педагогической одаренности в контексте исследований феномена одаренности и психологической структуры профессиональной деятельности педагога. Цель статьи – анализ ключевых направлений разработки концепции педагогической одаренности. Это позволяет принципиально решить вопрос эффективности педагогической деятельности на этапе учебно-профессиональной подготовки педагога в вузе.
Материалы и методы. В основе описания ключевых направлений разработки концепции педагогической одаренности лежит теория способностей В. Д. Шадрикова. Основой для моделирования процессов направленного формирования и развития педагогической одаренности является совокупность современных методов психологического исследования: методы структурно-функционального анализа позволяют прогнозировать свойства системы педагогической деятельности; организационные методы (в первую очередь сравнительный) открывают возможности для оценки эффективности формирования педагогической одаренности на разных этапах развития педагога; выбор конкретных эмпирических методов обосновывается результатами теоретического моделирования структуры и развития педагогической одаренности на этапе профессионального самоопределения в школе. Среди интерпретационных методов наиболее значимыми в контексте планируемых результатов являются генетический, структурный и функциональный.
Результаты исследования. На основе анализа теории способностей, с учетом современных достижений деятельностного подхода, нового понимания предмета психологии как внутреннего мира человека доказана методологическая обоснованность концепции направленного формирования и развития педагогической одаренности в условиях высшего педагогического образования. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на проблему профессионально важных качеств педагога и перевести ее решение из аналитической в системную методологию исследования. В предлагаемой авторами концепции феномен одаренности впервые рассматривается в контексте ее формирования у субъекта педагогического труда, тогда как предметом большинства существующих исследований выступает объект педагогических воздействий.
Обсуждение и заключение. Практическое применение результатов исследования позволит существенно модернизировать процесс профессиональной подготовки педагога в условиях педагогического вуза. Результаты исследования будут полезны профессорско-преподавательскому составу педагогических вузов, учреждений среднего профессионального образования, институтов и факультетов дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: способность, одаренность, педагогическая одаренность, формирование, развитие, педагогическая деятельность

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00157).

Для цитирования: Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Формирование педагогической одаренности как ключевое условие повышения эффективности современной образовательной системы // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 37–49. DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.037-049

Заявленный вклад авторов:
Мазилов Владимир Александрович – анализ научной литературы; формулировка и описание методологических и теоретических проблем одаренности в контексте разработки ключевых направлений концепции формирования и развития педагогической одаренности; подготовка начального варианта текста.
Слепко Юрий Николаевич – теоретический анализ теории способностей В. Д. Шадрикова и перспектив ее применения для разработки концепции формирования и развития педагогической одаренности; обоснование использования концепции педагогической одаренности для формирования и развития педагогической одаренности в условиях высшего педагогического образования.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 25.07.2018; принята к публикации 03.12.2018;
опубликована онлайн 29.03.2019.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.