PDF Скачать статью в pdf.

УДК 37.013.46:37.034-053.6(161.1)”192/193”

DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.569-581

 

Роль социальной микросреды в духовно-нравственном воспитании молодежи как предмет осмысления в педагогике русского зарубежья (1920–1930-е гг.)

 

Машарова Татьяна Викторовна
профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Россия, г. Москва, 2-й Cельскохозяйственный проезд, д. 4), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5974-7748, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сахаров Василий Александрович
доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (610000, Россия, г. Киров, ул. Ленина, д. 199), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0155-6188, Scopus ID: 56892655100, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сахарова Людмила Геннадьевна
заведующий кафедрой гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет Минздрава России» (610027, Россия, г. Киров, ул. К. Маркса, д. 137), кандидат исторических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6445-6416, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что духовно-нравственное воспитание в наши дни становится одним из ведущих направлений в образовательной политике государства, поэтому изучение положительного историко-педагогического опыта воспитания подрастающего поколения может оказать большую помощь в реализации политики по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Целью статьи является описание анализа духовно-нравственного воспитания и его эмоционально-ценностных аспектов, а также влияния социальной микросреды на процесс духовно-нравственного воспитания детей в трудах педагогов и философов русского эмигрантского зарубежья (1920–1930-е гг.).
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный подход к пониманию целостного педагогического процесса, научные исследования, посвященные изучению философско-педагогического наследия русской эмиграции (1920–1930-е гг.). Основным методом является теоретический анализ архивных источников, а также педагогической, психологической, философской и исторической литературы по проблеме, рассматриваемой в статье. Использовались следующие методы: ретроспективный, интерпретация (объяснение, сравнение, аналогия), синтез и обобщение, анкетирование.
Результаты исследования. Авторами подчеркивается, что изучение работ и опыта ряда педагогов и философов русского зарубежья свидетельствует о том, что они реализовали ряд направлений, отвечающих таким требованиям современной педагогики, как ориентация на воспитание на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а также обращение к чувствам и интересам ребенка в процессе воспитания. Ведущим методическим подходом к духовно-нравственному воспитанию является актуализация его эмоциональной сферы ребенка в процессе организации эмоционально-ценностной воспитательной среды, способствующей развитию нравственных чувств.
Обсуждение и заключения. Создание эмоционально-ценностной среды мыслилось в педагогике русского зарубежья как организация педагогически целенаправленного воздействия социальной микросреды на процесс развития нравственных чувств личности воспитанника. Исследование истории педагогики российского зарубежья позволит включить в практику современной российской педагогики комплекс идей и концепций, отражавших общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, описанные в трудах и практическом опыте мыслителей и педагогов русской эмиграции (1920–1930-е гг.), что может оказать значительное содействие в решении проблем духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: социальная микросреда, духовно-нравственное воспитание, нравственные чувства, молодежь, педагогика русского зарубежья

Для цитирования: Машарова Т. В., Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Роль социальной микросреды в духовно-нравственном воспитании молодежи как предмет осмысления в педагогике русского зарубежья (1920–1930-е гг.) // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 569–581. DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.569-581

Заявленный вклад авторов: Машарова Татьяна Викторовна – научное руководство; развитие методологии; курирование данных; критический анализ и доработка текста. Сахаров Василий Александрович – изучение концепции; подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных. Сахарова Людмила Геннадьевна – изучение концепции; подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.03.2017; принята к печати 01.02.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.