PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 336:37.014

DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.441-459

 

Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования

 

Вдовин Сергей Михайлович
ректор ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7363-1389, Scopus ID: 57191505351, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аверина Ольга Ильинична
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6738-5828, Scopus ID: 57191523535, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Горбунова Наталья Александровна
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2254-6584, Scopus ID: 57191528928, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Москалева Елена Геннадьевна
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7364-4187, Researcher ID: Q-4733-2018, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение. Современный этап развития экономики, направленный на формирование информационного общества, подтверждает актуальность проблемы повышения грамотности населения в области использования финансовых продуктов, финансовых услуг и различных технологий эффективного управления финансами. Цель статьи – проанализировать основные факторы, определяющие необходимость повышения финансовой грамотности населения в регионе, рассмотреть основные формы обучения финансовой грамотности, а также имеющейся опыт учреждений высшего образования по проведению мероприятий, ориентированных на повышение финансовой грамотности населения.
Материалы и методы. Исследование проведено с помощью метода наблюдения и изучения накопленного опыта, приемов концептуального и социально-философского анализа, процедур системного, сравнительного и структурно-функционального анализа. Для получения объективных данных об уровне финансовой грамотности населения региона было проведено эмпирическое социологическое исследование. В качестве инструмента сбора информации для аналитических исследований были использованы анкетирование с применением интернет-ресурсов и интерактивный опрос. Для обработки результатов исследования применялись методы статистического анализа: группировка, построение рядов динамики, определение абсолютных и относительных статистических величин.
Результаты исследования.В статье обоснована значимость проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Республики Мордовия, что является необходимостью для жизнедеятельности в условиях информационного общества, в котором принятие финансовых решений и эффективное управление финансами осуществляется с использованием информационно-коммуникативных технологий. Авторами статьи доказана роль учреждений высшего образования в осуществлении деятельности по повышению финансовой грамотности населения в соответствии с концепцией непрерывного образования, поскольку с помощью различных форм формального и неформального образования обеспечивают доступность к обучению основам финансовой грамотности различных социальных групп населения.
Обсуждение и заключения. Выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, имеют практическую значимость и могут быть использованы в деятельности Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева при проведении мероприятий обучающего и консультационного характера, направленных на повышение грамотности населения региона в области финансов; при разработке стратегии повышения финансовой грамотности в Республике Мордовия.

Ключевые слова: финансовая грамотность, непрерывное образование, самосовершенствование, компетенции инновационного общества, образовательные центры финансового образования

Благодарности: выражаем благодарность студентам экономического факультета, принявшим участие в анкетировании и обработке его результатов. Авторы благодарны также рецензенту, чьи ценные комментарии позволили исправить фактические неточности и улучшить качество текста. Работа выполнена при финансовой поддержке фонда Жана Моне, проект «Непрерывное образование без границ: возможности в условиях российско-европейской интеграции (LED)» 564889-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-PROJECT.

Для цитирования: Финансовая грамотность населения в аспекте развития непрерывного образования / С. М. Вдовин [и др.] // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 441–459. DOI : 10.15507/1991-9468.092.022.201803.441-459

Заявленный вклад авторов: Вдовин Сергей Михайлович – администратор проекта; формулирование основной концепции исследования; обеспечение ресурсами и курирование результатов исследования. Аверина Ольга Ильинична – научное руководство; определение методологии исследования; проведение критического анализа материалов и формирование выводов. Горбунова Наталья Александровна – сбор данных и доказательств в отечественных и зарубежных источниках; визуализация данных в тексте; подготовка и доработка текста статьи; проведение анализа и подготовка выводов по результатам исследования. Москалева Елена Геннадьевна – сбор и анализ данных; визуализация; подготовка начального варианта текста статьи; компьютерные работы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 16.01.2018; принята в печать 21.05.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.