УДК 37.014(4)
DOI: 10.15507/1991-9468.092.022.201803.412-425
Социально-экономические аспекты политики Европейского Союза в области образования
Зузана Хорватова
старший преподаватель кафедры юридических дисциплин и государственного управления, Метропольный университет Праги (10031, Чешская Республика, г. Прага, ул. Дубечская, д. 900/10), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8838-2792, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Андреа Чайкова
старший преподаватель кафедры государственного управления Факультета социальных наук, Университет Св. Кирилла и Мефодия в Трнаве (91701, Словакия, г. Трнава, ул. Бучанская, д. 4/A), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5951-1281, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение. Вопросы образовательной политики весьма актуальны во всех слоях общества на протяжении всего европейского пространства. В то же время эта политика должна внимательно рассматриваться применительно к каждому периоду истории человеческой цивилизации. Цель статьи – описание анализа современного состояния реализации инновационных подходов в образовательной политике Европейского Союза и определение ключевых аспектов в образовательной сфере.
Материалы и методы. Авторы рассматривают индивидуальные подходы государств-членов Европейского Союза в области образования и образовательной политике, используя традиционные методы эмпирического анализа, такие как описание, классификация, индукция и дедукция, контент-анализ, сравнение и синтез. Данное исследование включает результаты вторичного анализа исследовательских данных из области образовательной политики.
Результаты исследования. Основываясь на результатах исследований, мы выявили реальную потребность в углубленном анализе ситуации в образовательной сфере и разработке стратегии для достижения позитивных изменений в подходах к осмыслению образовательной политики и практики. Следует принять во внимание, насколько развитие образования зависит от потребностей общества, и определить ключевые факторы, влияющие на политику отдельных государств, входящих в Европейский Союз, с целью повышения качества образования, его конкурентоспособности и социальной сплоченности населения. Авторы обращают внимание на социально-экономический контекст образовательной сферы. Несмотря на стремление к гармонизации стран Европейского Союза, политика в области образования по-прежнему находится в компетенции государства.
Обсуждение и заключения. Понимание механизмов формирования образовательной политики будет способствовать согласованию общей стратегии Евросоюза с компетенциями отдельных государств, входящих в него. Использование инструментов интеграции позволяет повысить эффективность образовательной политики Евросоюза в целом и в то же время улучшить качество образования на национальном уровне. Основные направления для дальнейшего исследования в области образовательной политики находятся в сфере глобализации, расширении Европейского Союза и парадигме устойчивого развития.
Ключевые слова: образование, социальная и образовательная политика, принцип образования, стратегия Европейского Союза, грамотность
Благодарности: данная публикация является результатом исследовательского проекта № 57-03 «Государственное управление, право и промышленная собственность», осуществляемого Метропольным университетом в Праге при финансовой поддержке Фонда институционального долгосрочного стратегического развития исследовательских организаций в 2018 г.
Для цитирования: Хорватова З., Чайкова А. Социально-экономические аспекты политики Европейского Союза в области образования // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 3. С. 412–425. DOI : 10.15507/1991-9468.092.022.201803.412-425
Заявленный вклад авторов: Зузана Хорватова – научное руководство; развитие методологии; критический анализ и доработка текста; представление данных в тексте. Андреа Чайкова – сбор и анализ данных; визуализация; развитие методологии; представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 05.02.2018; принята к печати 11.07.2018; опубликована онлайн 28.09.2018.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.