PDFСкачать статью в pdf.

УДК 316.477-053.5

DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150

 

Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо»

  

Гуртов Валерий Алексеевич
директор Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2442-7389, Scopus ID: 7003923431, Researcher ID: D-5286-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хотеева Евгения Александровна
младший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2989-6771, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: актуальность исследования обусловлена наличием дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Профессиональная ориентация школьников направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, базирующегося на успехах в изучении ими отдельных дисциплин, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий. Цель статьи – обоснование необходимости корректировки ориентиров в ранней профориентации и выстраивания ее на основе проектирования будущей карьерной траектории.
Материалы и методы: методологическим обоснованием является применение принципа прозрачной информационной среды, выраженного через сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к профориентации. В качестве эмпирической базы используются результаты опросов школьников и выпускников колледжей и вузов, сведения государственной и ведомственной статистики о рынке труда и системе образования.
Результаты исследования: разработана и апробирована технология реализации принципа прозрачной информационной среды в виде интернет-ресурса «Моя карьера», позволяющая на каждом уровне пользователя многократно возвращаться к разнообразию возможностей реализации на рынке труда профессиональной направленности личности. Апробирована оценка количественного измерения эффективности профориентации, направленной на построение карьерной траектории. Обоснована логика последовательности профориентационных мероприятий с позиции построения карьерной траектории – от выбора профессии через выбор работодателя к выбору места получения профессионального образования.
Обсуждение и заключения: результаты исследования будут полезны педагогам, поскольку в них обоснована последовательность действий при реализации профориентационных мероприятий и разработано методическое обеспечение для проведения профориентационных уроков. Развитие и адаптация разработанного инструментария позволяют проводить количественное измерение эффективности профориентационной деятельности. Дальнейшее развитие инструментария будет происходить путем распространения принципа прозрачной информационной среды в другие субъекты Российской Федерации и реализации доступа к интернет-ресурсам с использованием мобильных устройств.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьник, профессиональное самоопределение, карьерная траектория, эффективность профориентации

Благодарности: статья подготовлена при частичной финансовой поддержке государственного задания Министерства образования и науки России 27.4292.2017/НМ и проекта в рамках Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета.

Для цитирования: Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо» // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 134-150. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150

Заявленный вклад авторов: Гуртов В. А. – научное руководство исследованием; формирование методологической основы исследования и концепции статьи; постановка цели и задач; теоретический анализ научных подходов; обзор литературы; разработка системы критериев эффективности профориентации. Хотеева Е. А. – разработка методических материалов профориентационного урока; статистическая обработка и анализ социологических данных; формирование графического представления результатов опроса выпускников и студентов; обзор литературы; формирование перечня критериев эффективности профориентации.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. 

Поступила 07.06.2017; принята к публикации 26.09.2017; опубликована онлайн 30.03.2018.

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.