PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.013:371.212-053.6(571.12)

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.651-668

 

Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области)  

Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович
научный руководитель ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), доктор философских наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7823-0525, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гуляева Людмила Владимировна
старший научный сотрудник лаборатории социологических исследований ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат социологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0463-4743, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: приоритетные задачи социально-экономического развития, стоящие перед нашей страной, предъявляют новые требования к системе школьного образования – выпускник должен не только обладать суммой определенных знаний, но и уметь выстраивать эффективные коммуникативные стратегии, быть готовым к постоянному профессиональному саморазвитию, проявлять инициативу, взаимодействовать в условиях соперничества, другими словами, быть конкурентоспособным. Решению данных вопросов будет способствовать создание условий, при которых объективные требования социальной системы нашли бы понимание среди самих старшеклассников, т. е. необходимо формировать конкурентоориентированное мышление. Цель статьи – анализ факторов, способствующих принятию старшеклассниками ценностей и мотивов деятельности конкурентоориентированной личности, их усвоению и постепенному формированию в соответствии с ними конкурентоспособной личности.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составил анкетный опрос старшеклассников, посвященный анализу уровня их конкурентоориентированности. Для обработки полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23.
Результаты исследования: рассмотрена динамика социального самочувствия старшеклассников, определены основные детерминанты формирования конкурентоориентированности данной группы молодежи, а также механизмы, препятствующие данному процессу.
Обсуждение и заключения: полученные материалы могут быть полезны педагогам для дальнейшего совершенствования методов и приемов воспитательной работы, основанных на учете особенностей и ведущих мотивов конкурентной деятельности старшеклассников, исследователям, занимающимся изучением конкурентоориентированных стратегий социальной деятельности различных групп молодежи, а также органам государственной власти на региональном уровне при определении ведущих направлений реализации молодежной политики. Возможными направлениями дальнейших исследований в области изучения особенностей конкурентоспособности старшеклассников может стать исследование влияния места жительства; отношения с педагогами в контексте формирования мотивации конкурентоориентированной деятельности; изучение динамики уровня конкурентоориентированности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, социальная установка старшеклассников, развитие конкурентоориентированности учащихся, ценностная ориентация, школа, профессиональное самоопределение

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания Минобрнауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики». Код проекта – 28.2941.2017/4.6.

Для цитирования: Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Исследование конкурентоориентированности современных старшеклассников: актуальные тенденции и перспективы формирования (на примере Тюменской области) // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 651–668. DOI: 10.15507/1991- 9468.089.021.201704.651-668

Заявленный вклад авторов: Куцев Геннадий Филиппович – научное руководство; развитие методологии; обеспечение ресурсами; обеспечение финансирования; сбор данных и доказательств; критический анализ и доработка текста. Гуляева Людмила Владимировна – визуализация / представление данных в тексте; компьютерные работы; подготовка начального варианта текста; формализованный анализ данных; изучение концепции.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX