PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.043.2-055.1/.2=111

DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.580-595

 

Cоциальные аспекты интеграции образования (по результатам опроса о ЕГЭ и доступности образования)  

Колачева Наталья Вениаминовна
доцент кафедры высшей математики и математического моделирования ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4183-3933, ResearcherID: E-9331-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кошелева Наталья Николаевна,
доцент кафедры высшей математики и математического моделирования ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9533-5406, ResearcherID: G-2130-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пардала Антони Янович
профессор факультета социальных наук Академии Экономики в Радоме (26-600, Польша, г. Радом, ул. Мазовецкого, д. 7a ), доктор педагогических наук, кандидат математических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7476-4001, ResearcherID: E-8824-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: цель статьи – изучение мнения заинтересованной, не профессиональной, части общества относительно единого государственного экзамена по математике и доступности высшего образования в России. Авторами проверена гипотеза взаимосвязи общественного мнения с изменениями процедуры экзамена, экономической и социально-демографической ситуацией, реформированием системы образования, интеграцией образовательного пространства России и других стран.
Материалы и методы: исследовались данные опроса студентов Тольяттинского государственного университета за 2009–2016 гг., их родителей или законных представителей. Обработка результатов выполнена на основе методов вероятностной оценки с помощью комплексных характеристик, отражающих возможности абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения и социальную доступность высшего образования.
Результаты исследования: теоретически обоснована и разработана методика изучения общественного мнения о ЕГЭ и доступности высшего образования на уровне региона. Динамика общественного мнения исследована при помощи адаптированных вероятностных показателей, позволяющих описать как количественные, так и качественные характеристики социальных процессов. Изучены и проанализированы работы ученых, касающиеся отношения общества к школьным выпускным экзаменам, поступлению в высшие учебные зав едения и социальной мобильности абитуриентов.
Обсуждение и заключения: исследование достаточно полно показало: даже в регионе с видимыми экономическими и социально-демографическими проблемами заинтересованная часть общества пришла к пониманию того, что единый государственный экзамен способствует сохранению качественного образования в стране, в то же время делая его более доступным. Практическая значимость статьи заключается в выявленной положительной тенденции изменения общественного мнения заинтересованной части общества относительно ЕГЭ по математике в РФ. Результаты проведенного исследования могут быть полезны специалистам в области образования, а также интересны широкой общественности.

Ключевые слова: единый государственный экзамен по математике, доступность образования, высшее учебное заведение, интеграция образования, общественное мнение, социальная мобильность абитуриентов и студентов

Для цитирования: Колачева Н. В., Кошелева Н. Н., Пардала А. Я. Социальные аспекты интеграции образования (по результатам опроса о ЕГЭ и доступности образования) // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 580–595. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.580-595

Заявленный вклад авторов: Колачева Наталья Вениаминовна – теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обозначение методологической основы исследования; сбор и систематизация данных; качественный анализ результатов и их интерпретация; критический анализ и доработка текста статьи; формулировка выводов. Кошелева Наталья Николаевна – сбор и систематизация данных; обработка и описание результатов исследования; качественный и количественный анализ результатов; построение таблиц, графиков, диаграмм; написание аннотации. Пардала Антони Янович – теоретический анализ зарубежной литературы; описание опыта европейских стран в вопросах исследования; консультативная помощь.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX