PDFСкачать статью в pdf.

УДК 378.1(470.5)

DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.405-420

 

Высшее образование в Уральском макрорегионе: возможности нелинейного развития

Зборовский Гарольд Ефимович
профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8153-0561, Researcher ID: E-6142-2014, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Амбарова Полина Анатольевна
профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор социологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3613-4003, Researcher ID: R-6839-2016, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: оптимизация и реструктуризация высшего образования в стране и в особенности в ее регионах (субъектах Федерации) и макрорегионах (федеральных округах) не приводят к ожидаемым результатам на региональном уровне. Доказывается необходимость поиска путей нелинейного развития высшей школы, способствующего минимизации рисков и негативных последствий этого процесса. Цель статьи состоит в выявлении возможностей нелинейного развития высшего образования в макрорегионе посредством формирования сетевого взаимодействия между вузами федерального округа как ключевого фактора для решения его экономических, социальных, культурных проблем.
Материалы и методы: используется междисциплинарная методология исследования, в качестве которой предстают принципы теории нелинейности, сетевого, системного и институционального анализа, теории обмена, стейкхолдеров и ресурсной зависимости. Эмпирическая база исследования включает данные вузовской статистики, результаты полуформализованного глубинного экспертного интервью, вторичного анализа данных исследований по проблемам высшего образования.
Результаты исследования: исследование процессов, происходящих в высшем образовании Уральского федерального округа, показывает противоречия и проблемы, связанные с ликвидацией отдельных вузов и филиалов, разобщенностью и дистанцированием образовательных организаций, науки, бизнеса, власти, отсутствием в макрорегионе системы высшей школы, которая могла бы успешно способствовать развитию округа. В статье рассматривается новое, нелинейное понимание межвузовского сетевого взаимодействия, внутривузовского взаимодействия между основными образовательными общностями, академической мобильности внутри макрорегиона, отношений вузов с наукой, экономикой, властью, стейкхолдерами. Подчеркивается необходимость нормативного регулирования этих отношений в рамках субъектов Федерации и федеральных округов.
Обсуждение и заключения: результаты исследования и их обсуждения в научно-педагогическом сообществе и с представителями властных структур показывают широкие возможности внедрения в экспериментальном порядке в систему высшего образования макрорегиона по крайней мере отдельных элементов предлагаемой авторами нелинейной модели развития высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, нелинейное развитие высшего образования, макрорегион, регион, межвузовское сетевое взаимодействие, академическая мобильность, взаимодействие образовательных общностей

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10046) «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности».

Для цитирования: Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Высшее образование в Уральском макрорегионе: возможности нелинейного развития // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 3. С. 405–420. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.405-420

Заявленный вклад авторов: Зборовский Гарольд Ефимович – научное руководство исследованием; разработка методологии исследования; подготовка первоначального варианта текста; анализ эмпирических данных. Амбарова Полина Анатольевна – подготовка первоначального варианта текста; анализ эмпирических данных; осуществление критического анализа и доработка текста; работа над библиографией; оформление текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX