PDFСкачать статью в pdf.

УДК 371.134:51

DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.286-302

 

ЭЛЕМЕНТЫ «НЕЧЕТКОЙ МАТЕМАТИКИ» КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Родионов Михаил Алексеевич
заведующий кафедрой информатики и методики обучения ин-форматике и математике ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0003-2213-9997, Researcher ID: C-1509-2017, do7tor@mail.ru

Акимова Ирина Викторовна
доцент кафедры информатики и методики обучения информатике и математике ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0900-4676, Researcher ID: K-6733-2015, ulrih@list.ru

Шабанов Геннадий Иванович
профессор кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1764-9047, Researcher ID: C-1752-2017, shabanovgi@mail.ru

Введение: одной из актуальных проблем подготовки будущих учителей остается овладение ими технологиями обучения школьников современным методам изучения окружающего мира. В данном контексте большое значение имеет теория нечетких множеств, обладающая большим потенциалом в плане решения разнообразных педагогических задач, прежде всего, в плане полноценной реализации развивающей и прикладной функций школьного математического образования. В научной литературе вопросы изучения и преподавания элементов нечеткой логики и нечеткой математики будущим учителям раскрыты недостаточно, поэтому цель статьи – выявить возможности включения рассматриваемого материала в состав профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики и определить содержательные и организационно-методические особенности его изучения.
Материалы и методы: в качестве материалов исследования были использованы нормативные и программные документы, детерминирующие реализацию подготовки будущих учителей математики и информатики и ее методическое обеспечение, а также результаты опросов студентов. В качестве основных методов исследования были задействованы: теоретический анализ и сопоставление отечественных и зарубежных подходов к изучению аппарата нечетких множеств; анализ содержания и особенностей организации процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики; проведение педагогических измерений; обобщение опыта преподавания спецкурсов в Пензенском государственном университете и других вузах; поисковый педагогический эксперимент.
Результаты исследования: показана необходимость изучения элементов «нечеткой математики» в школе и целесообразность включения данного материала в содержание профессионально педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики. Определены методологические предпосылки изучения данного материала, составлено содержание концентрированного курса по выбору «Использование элементов нечеткой математики для решения педагогических задач» и разработана методика его предъявления студентам.
Обсуждение и заключения: рассматриваемое содержание позволяет усилить мотивационный и развивающий потенциал обучения математике и информатике в школе и вузе за счет нестандартности задействованных приемов мышления и возможности подключения многообразных межпредметных взаимосвязей. В качестве основного пути подготовки будущих учителей математики и информатики к обучению школьников элементам нечеткой математики целесообразно рассматривать элективный курс, включающий в себя элементы теории нечетких множеств и их педагогические приложения. Студенты, изучавшие данный курс, достаточно эффективно использовали его материалы в ходе своей практической работы в качестве учителей математики и информатики в старших классах полной средней школы.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей; нечеткая логика; курс по выбору; межпредметные связи математики и информатики; развивающий потенциал обучения

Для цитирования: Родионов М. А., Акимова И. В., Шабанов Г. И. Элементы «нечеткой математики» как компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики и информатики // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 286–302. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.286-302

Заявленный вклад авторов: Родионов Михаил Алексеевич – научное руководство; подготовка начального варианта статьи; обобщение опыта работы по заявленной теме. Акимова Ирина Викторовна – компьютерные работы; подготовка литературного обзора. Шабанов Геннадий Иванович – критический анализ и доработка текста статьи; формализованный анализ данных.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX