УДК 37.026.7-047.23
DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.218-229
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Милованова Галина Викторовна
доцент кафедры общей физики ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0572-6700, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Харитонова Ирина Владимировна
доцент кафедры алгебры и геометрии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1489-1612, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фомина Светлана Николаевна
профессор кафедры организации работы с молодежью ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2669-7603, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Дайкер Александра Филипповна
профессор кафедры дошкольного и начального образования Костанайского государственного педагогического института (110000, Казахстан, г. Костанай, ул. Тарана, д. 118), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1807-7922, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: особое внимание уделяется определению уровней сформированности умений самостоятельной работы в плане готовности студентов к ее осуществлению. Изменения в высшей школе двух последних десятилетий показывают, что опыт, накопленный в традиционной образовательной модели, может быть применен только при соответствующей его переработке в условиях настоящего времени. Цель статьи состоит в выделении наиболее значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе.
Материалы и методы: основу исследования составили общенаучные методы познания: анализ, сравнение, обобщение. Проведено анкетирование и представлен корреляционный анализ полученных результатов. Для обработки данных исследования использовались методы математической статистики в программе Excel.
Результаты исследования: обоснована актуальность формирования умений самостоятельной работы студентов в условиях повышения ее роли в процессе обучения. Требования, предъявляемые к специалистам, показывают необходимость получения не только готовых знаний и умений, но и способности пополнять полученные знания, тем самым находиться в состоянии непрерывного образования и самообразования. В свою очередь, готовность к самообразованию не может осуществляться без самостоятельной работы, отношение к которой было определено в результате проведенного исследования. Также выявлены уровни сформированности умений самостоятельной работы гностического, проектировочного, конструктивного, организационного и коммуникативного блоков у студентов.
Обсуждение и заключения: успешность обучения тесно связана с умениями работать самостоятельно. Для повышения академической успеваемости студентов необходимо перенести центр тяжести в образовательном процессе в сторону большей самостоятельности обучаемых, развития эффективных технологий обучения студентов рациональным приемам самостоятельной деятельности и необходимости целенаправленного формирования умений самостоятельной работы. Результаты проведенного исследования, представленные в статье, могут быть использованы преподавателями при составлении учебно-методических комплексов в части разработки материалов для организации самостоятельной работы обучающихся.
Ключевые слова: процесс обучения; самостоятельная работа; самообразование; самостоятельность; умения самостоятельной работы; готовность; успешность обучения
Для цитирования: Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе / Г. В. Милованова [и др.] // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 2. С. 218–229. DOI: 10.15507/1991-9468.087.021.201702.218-229
Заявленный вклад авторов: Милованова Галина Викторовна – концепция и инициация исследования; сбор и обработка материалов; подготовка первоначального варианта текста. Харитонова Ирина Владимировна – сбор и обработка материалов; написание текста. Фомина Светлана Николаевна – участие в обсуждении материалов статьи; развитие концепции самостоятельной работы. Дайкер Александра Филипповна – участие в обсуждении материалов статьи; анализ и дополнение текста статьи.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.