УДК 378.14:316.48
DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.138-151
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА КОНФЛИКТА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Алейников Андрей Викторович
доцент кафедры конфликтологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199134, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9), доктор философских наук, доцент, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2942-5021 , Researcher ID: F-5286-2013, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Стребков Александр Иванович
профессор кафедры конфликтологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (199134, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9), доктор политических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9081-3165 , Researcher ID: F-6795-2015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: в статье исследованы закономерности развития и процесс институционализации конфликтологии как науки и образовательной дисциплины. Особое внимание уделено проблематизации основных черт междисциплинарного анализа конфликта, выделены трудности и проблемы структурирования политико-юридического пространства подготовки конфликтологов в России..
Материалы и методы: методологической основой исследования является междисциплинарная парадигма анализа конфликта, предполагающая его рассмотрение не только в качестве источника разрушений и гибели, но и как источника развития общества. Проанализирован практический опыт Санкт-Петербургского государственного университета по реализации образовательной программы по направлению подготовки «Конфликтология».
Результаты исследования: обосновано, что утверждение конфликтологии как особого знания связано с актуализацией теоретического осмысления и практического применения инструментов, преобразующих разрушительную силу конфликта. Выделены основные характеристики и классификация иерархично структурированных уровней функционирования теории конфликта и образовательной программы по конфликтологии, представлен междисциплинарный характер учебного плана и профессиональных компетенций выпускника..
Обсуждение и заключения: на основе анализа адаптационных практик выпускников образовательной программы обозначены проблемы, сдерживающие перспективное развитие конфликтологии как институционализированной саморефлексии социума о противоречиях в России. Представлены основные направления интеграции образовательных программ по конфликтологии для подготовки специалистов высокой квалификации в области разрешения конфликтов и поддержания мира в организационно-управленческой деятельности посредством организации мирных социальных взаимодействий и минимизации конфликтного потенциала решений в управлении. Проведенное исследование позволяет утверждать, что профилирующее содержание конфликтологии определяется необходимостью охвата знаний о системе и процессах конфликтного и мирного взаимодействия, институтах, средствах и гуманитарных технологиях урегулирования конфликтов и поддержания мира. С точки зрения авторов статьи, программа должна осуществляться на междисциплинарной основе, систематизируя знания о конфликте и разрабатывая матрицы оптимального поведения в ситуациях конфликта и сотрудничества.
Ключевые слова: конфликт; технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира; общество; конфликтный потенциал; теория конфликта; конфликтологические компетенции; конфликтологическое образование; междисциплинарность
Для цитирования: Алейников А. В., Стребков А. И. Междисциплинарность как методологический базис анализа феномена конфликта и образовательной программы «Конфликтология» // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 138–151. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.1 38-151
Заявленный вклад авторов: Алейников Андрей Викторович – проведение концептуального анализа подходов к междисциплинарной методологии исследования феномена конфликта; подготовка литературного обзора; критический анализ и доработка текста; формирование выводов. Стребков Александр Иванович – научное руководство; разработка концептуальных подходов исследования; развитие методологии; подготовка начального проекта текста статьи; поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках; развитие практических аспектов реализации программы «Конфликтология» в деятельности образовательных организаций.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.