УДК 378.14:34
DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137
РАЗВИТИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ВАЖНОГО КОМПОНЕНТА МОДЕРНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Худойкина Татьяна Викторовна
заведующий кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор юридических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9876-1438 , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Лысенко Владлена Владимировна
проректор по инновационно-проектной деятельности ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко» (3300, Приднестровье, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128), доктор юридических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9846-2750 , Researcher ID: A-4794-2017, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: современная модернизация юридического образования в России ставит акцент на развитие ее практической составляющей. Повышение качества высшего юридического образования напрямую зависит от включения в него практико-ориентированных компонентов. В этом плане необходимо развитие клинического обучения в процессе подготовки будущих юристов на базе юридических клиник, действующих в качестве структурных подразделений высших учебных заведений. Клиническое юридическое обучение должно заключаться как в специальной предварительной теоретической подготовке студентов-юристов, так и в практической работе по оказанию бесплатной правовой помощи малоимущим и другим социально слабо защищенным категориям граждан.
Материалы и методы: сравнительный анализ опыта работы различных российских клиник позволил выявить их сходства и существенные различия между ними, сопоставить различные варианты клинического обучения, определить общие проблемы и предложить эффективную модель работы юридических клиник, способствующую получению профессиональных навыков и достижению качества правовых услуг, оказываемых студентами.
Результаты исследования: проведен сравнительный анализ юридических клиник, с помощью которого выявляются их общие черты и различия. Установлено, что функционирование российских клиник организовано по-разному. Процесс выявления различий в организации и деятельности структурных подразделений вузов, осуществляющих клиническое обучение, позволил определить общие проблемы, с которыми встречаются сегодня в своей работе многие юридические клиники. Предложена модель эффективной работы юридических клиник по осуществлению практико-ориентированного (клинического) обучения студентов. Поэтапно раскрыт такой процесс обучения, постоянное применение которого позволяет активно вырабатывать профессиональные навыки (интервьюирование и консультирование по правовым вопросам, составление юридических документов, анализ дела и др.). Выделены основные условия достижения качества правовых услуг, оказываемых студентами под руководством преподавателей.
Обсуждение и заключения: даны рекомендации по перспективному развитию клинического обучения в российских вузах. Отмечается важность расширения клинического юридического обучения, его внедрения в общеобразовательный процесс. Указывается, что юридические клиники должны стать обязательным элементом профессиональной образовательной программы и для бакалавров, и для магистров...
Ключевые слова: клиническое обучение; юридическое образование; студент; юридическая клиника; практический навык; юридическая помощь
Для цитирования: Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 124–137. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137
Заявленный вклад авторов: Худойкина Татьяна Викторовна – визуализация/представление данных в тексте; научное руководство; обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; критический анализ и доработка текста. Лысенко Владлена Владимировна – развитие методологии; изучение концепции; курирование данных; формализованный анализ данных.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.