УДК 378.1
DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.086-095
МОНИТОРИНГ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Шукшина Людмила Викторовна
профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Российский экономический университет» (115093, Россия, г. Москва, пер. Стремянный, д. 36), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9378-6633 , Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Мизонова Ольга Викторовна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3195-0661, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Катаинен Валентина Кузьминична
лектор русского языка и культуры Лапландского университета (96300, Финляндия, г. Рованиеми, ул. Юлиопистокату, д. 8), кандидат филологических наук, лицензиат философии, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: анализируются особенности и пути формирования исторического мышления студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Целью исследования является мониторинг степени сформированности особенностей исторического мышления в системе вузовского образования.
Материалы и методы: в исследовании использовались психодиагностические методы, направленные на выявление особенностей исторического мышления у студентов-историков. Для статистической обработки полученных результатов применялся корреляционный анализ.
Результаты исследования: в результате экспериментального исследования особенностей исторического мышления студентов-историков были выявлены факторы, влияющие на его формирование. Работа с историческими источниками в настоящее время является важнейшим, а в ряде случаев и основным средством, способствующим формированию исторического мышления. Исторический документ – это точка отсчета для анализа общественного явления и исторической ситуации в целом.
Обсуждение и заключения: историческое мышление основано на единстве философско-логических и специфически-исторических интеллектуальных операций. Их объектом является связь между прошлым, настоящим и будущим, а в качестве предмета выступает создание модели настоящего. Профессиональное историческое мышление ориентировано на решение социальных задач и понимание прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего. Его задачей является не только воспроизведение существующей реальности, но и ее моделирование, реконструкция. История взаимодействует не с объектом, который существует здесь и сейчас, а с его реконструкцией, что качественно отличает данную учебную дисциплину от остальных. Важным является тот факт, что мышление историка требует синтеза информации и ее критического восприятия, использования воображения, умения воспроизводить и моделировать ход событий, вживаться в ситуацию, определять свою позицию, давать ей обоснование. Практическая значимость исследования заключается в эффективном использовании современных методов, форм и средств в преподавании истории в вузе.
Ключевые слова: историческое мышление; историческое сознание; познание; исторический источник; историческая задача; аналитичность мышления; вузовское образование
Благодарности: авторы выражают благодарность анонимному рецензенту, а также д.психол.н, профессору В. П. Андронову, д.филос.н. Н. С. Савкину, д.филос н. А. А. Гагаеву за полезные рекомендации и ценные советы в подготовке материалов статьи.
Для цитирования: Шукшина Л. В., Мизонова О. В., Катаинен В. К. Мониторинг степени сформированности исторического мышления в системе вузовского образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 86–95. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.086-095
Заявленный вклад авторов: Шукшина Людмила Викторовна – научное руководство; подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов. Мизонова Ольга Викторовна – критический анализ и доработка текста; компьютерные работы; обеспечение ресурсами. Катаинен Валентина Кузьминична – формализованный анализ данных; курирование данных.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.