PDFСкачать статью в pdf.

УДК 378.147

DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.035-045

 

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ: ИМПЕРАТИВЫ КАПИТАЛЬНОГО ПОДХОДА

Астахова Людмила Викторовна
профессор кафедры защиты информации ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0604-7363, lvastachova@mail

Введение: в условиях снижения уровня культуры личности в постиндустриальном обществе все более важное значение приобретают проблемы развития культурной компетенции студентов высшего учебного заведения. Их актуальность определяется низким уровнем результативности использования компетентностного подхода в вузах, дискуссионностью понятия культуры в науке и эволюцией ценностных доминант разных культур, спецификой доминирующих ценностей постиндустриальной культуры.
Материалы и методы: для определения культурной компетентности студентов применен компетентностный подход, различных подходов к культуре – культурологический подход. В качестве подхода, способного учесть культурно-ценностные доминанты постиндустриального общества, обоснован капитальный подход. Аналитико-синтетические методы использованы при поиске и анализе литературы по теме; метод сравнительного анализа – при определении сущности понятий культурной компетентности; метод социологического опроса – для выявления уровня культурной компетентности выпускников вузов.
Результаты исследования: рассмотрено понятие культурной компетенции в педагогической науке, выявлена ограниченность подходов к этому понятию. С помощью социологического опроса работодателей выявлен недостаточный уровень культурной компетенции выпускников вузов. Аргументировано авторское определение культурной компетентности личности в постиндустриальном обществе. Базируясь на понятиях культурной компетентности и культурного капитала, автором описаны требования постиндустриального общества и сформулировано понятие «культурно-капитальная компетентность студента в постиндустриальном обществе».
Обсуждение и заключения: учитывая эволюцию ценностных приоритетов постиндустриальной культуры, автором обосновывается императив применения капитального подхода к понятию культурной компетенции, на основе интеграции с компетентностным и культурологическим подходами определяется понятие культурно-капитальной компетенции.

Ключевые слова: культурная компетентность; культурный капитал; культурно-капитальная компетентность; постиндустриальное общество; капитальный подход; студент; работодатель

Благодарности: Работа выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

Для цитирования: Астахова Л. В. Развитие культурной компетентности студента в постиндустриальном обществе: императивы капитального подхода // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 35–45. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.035-045

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

PlumX