PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.013

DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018

  СИНЕРГИЯ ГУМАНИТАРНОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РЕШЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ

Дворяткина Светлана Николаевна
профессор кафедры математики и методики ее преподавания ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (399770, Россия, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7823-7751, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дякина Анжелика Александровна
профессор кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина» (399770, Россия, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28), доктор филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6319-6966, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Розанова Светлана Алексеевна
профессор кафедры высшей математики ФГБОУ ВО «Московский технологический университет (МИРЭА)» (119602, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 78), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6069-8899, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье обсуждается актуальная проблема – синергия гуманитарного и математического знания в контексте решения важнейших междисциплинарных вопросов. Дается теоретическое обоснование интеграции математических, гуманитарных и информационных знаний, а также его реализация в учебном процессе высшей школы. Описываются генезис и основные аспекты синергии. Синергия математического и гуманитарного знания с использованием информационных технологий является доминантой комплекса педагогических условий, способствующих успешному решению многих междисциплинарных проблем.
Материалы и методы: синергетический подход служит концептуальной основой в решении междисциплинарных проблем. Метод экспериментального исследования (его констатирующий, поисковый и обучающий этапы) применяется для выявления проблемы синергии гуманитарного и математического знания; метод математического моделирования используется в решении профессиональной задачи для разработки вероятностной модели анализа и сравнения стилей текстовых произведений.
Результаты исследования: обоснован и апробирован комплекс педагогических условий с учетом доминанты синергии гуманитарного и математического знания через разработанный интегративный курс. Представлен проект интегративного курса «Математические методы в языкознании»; определена оптимальная модульная структура курса («Становление современной математики как новой культурной парадигмы», «Основные математические понятия в языкознании», «Математические методы в языкознании»), обязательными элементами каждого математического модуля являются практико-ориентированные задачи филологического содержания.
Обсуждение и заключения: синергия математического и гуманитарного знания оказывается весьма продуктивной как в научно-исследовательской деятельности обучаемых, так и в образовательном процессе с включением представленных материалов в интегративные курсы и междисциплинарные программы..

Ключевые слова: синергия; педагогическое условие; математическая модель; интеграция математики с гуманитарными науками; сравнение стилей; программа идентификации текстов; информационная технология

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10304).

Для цитирования: Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Розанова С. А. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 1. С. 8–18. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.008-018

Заявленный вклад авторов: Дворяткина Светлана Николаевна – развитие теоретико-методологических основ исследования; разработка математической модели идентификации текстов и ее программной реализации на С#; участие в составлении программы интегративного курса; написание текста. Дякина Анжелика Александровна – постановка профессиональной проблемы анализа и сравнения стилей текстовых произведений, ее лингвистическое решение; определение перспектив исследования в гуманитарных областях. Розанова Светлана Алексеевна – постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения, участие в разработке программы интегративного курса; актуализация практических приложений результатов исследования в различных формах образовательного процесса; решение административных вопросов по подготовке текста.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX