PDFСкачать статью в pdf.

УДК 37.0:316.77

DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330

 

КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Андрюхина Людмила Михайловна
профессор кафедры профессиональной педагогики ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1279-1949, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фадеева Наталья Ювеналиевна
старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках, ФГАОУ ВПО «Уральский государственный федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51), президент региональной общественной организации «Друзья Франции», ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3630-4922, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в статье исследована актуальная проблема условий формирования межкультурной коммуникативной компетентности в процессе образования.
Материалы и методы: проведен теоретический и эмпирический анализ отечественных и зарубежных исследований, аналитических документов, подготовленных в рамках международных проектов, практики общественных организаций, в частности деятельности Свердловской региональной общественной организации «Друзья Франции», что позволило получить следующие результаты.
Результаты исследования: обосновано, что межкультурная компетентность не может быть развита в полной мере в условиях традиционных форм образования, и что даже существующий сегодня инновационный опыт в этой сфере недостаточен, так как носит разрозненный, ситуативный характер. Необходимой становится интеграция образования. В статье рассмотрены креативные образовательные практики такой интеграции как условие формирования межкультурной коммуникативной компетентности. Выделены основные характеристики креативных практик, которые, будучи соорганизованными, образуют креативные платформы. В статье приведен анализ креативных практик в деятельности Свердловской региональной общественной организации «Друзья Франции».
Обсуждение и заключения: система условий и средств формирования межкультурной коммуникативной компетентности находится в постоянном развитии. С точки зрения авторов статьи, она может быть осмыслена как система креативных практик, сопряженных в процессе проектирования в креативные платформы, и как постоянно расширяющиеся на этой основе пространства межкультурного диалога. Это перспективный путь достижения необходимого комплексного результата – развитости многокомпонентной интегральной структуры межкультурной коммуникативной компетентности

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; межкультурный диалог; межкультурная коммуникативная компетентность; модель межкультурной коммуникативной компетентности; креативные практики; формирование межкультурной коммуникативной компетентности

Для цитирования: Андрюхина Л. М., Фадеева Н. Ю. Креативные практики формирования межкультурной коммуникативной компетентности // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 3. С. 320–330. DOI: 10.15507/1991-9468.084.020.201603.320-330

Заявленный вклад авторов:
Андрюхина Людмила Михайловна – подготовка первоначального варианта текста; проведение методологического и концептуального анализа подходов по вопросу развития межкультурной коммуникативной компетентности в отечественных и зарубежных исследованиях, аналитических документах, подготовленных в рамках международных проектов; развитие подхода к пониманию межкультурной коммуникативной компетентности как интегративному феномену и результату интеграции образования; развитие идеи о креативных практиках как платформе интеграции образования и развития межкультуной компетентности; анализ англоязычных источников по обсуждаемой проблеме; осуществление критического анализа и доработка текста; научное руководство.
Фадеева Наталья Ювеналиевна – предложение и развитие идеи понимания деятельности общественных организаций как креативной практики развития межкультурной коммуникативной компетентности; анализ франкоязычных источников по обсуждаемой проблеме; проведение критического анализа и доработка текста; обеспечение ресурсами – отбор, анализ и представление данных о направлениях и формах деятельности региональной ассоциации «Друзья Франции»; перевод на английский язык; решение организационных и технических вопросов по подготовке текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

PlumX