УДК 37.017.91
DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.281-292
ПОТЕНЦИАЛ И ОГРАНИЧЕНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ КАК МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Сидельникова Татьяна Тимофеевна
профессор кафедры связей с общественностью и прикладной политологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18), доктор педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1491-5055, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: статья посвящена исследованию потенциала и барьеров применения визуализации как метода организации учебного процесса при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Исследование и применение принципа наглядности становится важнейшим ресурсом в современной педагогической теории и педагогическом процессе в немалой степени за счет «совершенствования», иного преломления в практике традиционного педагогического инструментария, нового прочтения, расширения границ применения давно и хорошо известных методов, средств, принципов, используемых в учебном процессе.
Материалы и методы: проведение педагогического эксперимента, цель которого – проверка эффективности применения визуализации как метода, повышающего уровень освоения студентами знаний в области социально-гуманитарных дисциплин. Также при написании статьи применялись методы включенного наблюдения, анализ результатов тестирования, зачетной и экзаменационной сессии, данных анкетирования.
Результаты исследования: адекватной реакцией на возможности расширения способов визуализации (к примеру, типологии лидерства, стилей и средств властвования, легитимности политической власти и т. д.) за счет использования инструментария IT-технологий являются смайлы как упрощенное графическое изображение, выражающее эмоции говорящего (пишущего). Проведенное наблюдение, данные анкетирования, результаты зачетов и экзаменов свидетельствуют, что рассмотренные выше способы визуализации не только повышают уровень знаний студентов по конкретной дисциплине, но и формируют культуру интеллектуальной деятельности в целом, способствуют развитию у студентов навыков научной организации учебного труда, ассоциативного мышления и креативности.
Обсуждение и заключения: визуализация – это знаковое (символьное) представление содержания, функций, структуры, этапов (стадий) какого-либо процесса, явления, осуществляемое через схематизацию (схемоязык, интеллект карты, структурно-логические схемы) и ассоциативно-иллюстративный ряд (свободные образы, схема + рисунок + афоризм). Одновременно это способ трансформации студентами знаний в реальный визуальный продукт, имеющий личный авторский колорит. Вначале студенты учатся отражать рисунком суть достаточно абстрактных понятий, таких как «паритет», «власть» «свобода» и др. Задания более высокого уровня предполагают использование ассоциативных рядов, свободных образов. При этом студенты не просто рисуют, а по собственной инициативе работают с цветовой гаммой, стремятся схематизировать информацию, порой облекая комментарии в стихи.
Ключевые слова: визуализация; наглядность; ведущая репрезентативная система; структурирование; схематизация; ассоциативные ряды; ментальные карты
Для цитирования: Сидельникова Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 281–292. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.281-292