PDFСкачать статью в pdf.

УДК 316.61

DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.238-244

Статья, опубликованная в научном журнале «Интеграция образования» (2016. Т. 20, № 2. С. 238–244) под названием «Оценка личностного развития взрослого как индикатор качества дополнительного образования», автором которой является Бирюкова Наталья Алексеевна (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), отзывается из печати редактором с согласия издателя. Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением дублирующей публикации с тем же названием в журнале «Образование и наука» (2016. № 6 (135). С. 141-151).  

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бирюкова Наталья Алексеевна
доцент кафедры педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (Россия, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7274-8294, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ведение: развитие международного сотрудничества в разных сферах жизнедеятельности человека обуславливает необходимость активного владения иностранным языком. Поэтому в настоящее время вопрос повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в сфере непрерывного образования приобрел особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость мониторинга качества программ дополнительного образования взрослых. Однако оценка качества образования взрослых существенно затруднена отсутствием единых стандартов и четких критериев оценки.
Материалы и методы: в качестве базового критерия оценки результативности образования взрослых в статье рассматривается уровень личностного развития обучающегося. В работе проанализированы основные трудности, связанные с изучением взрослыми иностранного языка, представлены результаты диагностики личностного развития взрослых, осваивающих дополнительную образовательную программу «Английский без барьеров», которая реализуется в Марийском государственном университете.
Результаты исследования: по итогам мониторинга была выявлена позитивная динамика по каждому личностному критерию (мотивационному, когнитивному, коммуникативному) оценки качества программы дополнительного образования взрослых: существенно повысился уровень языковых знаний и умений, уровень мотивации достижения; сформировалась положительная коммуникативная установка; значительно возросла степень общительности обучающихся.
Обсуждение и заключения: проведенное исследование показало, что одним из важнейших эффектов образования взрослых выступает личностный рост обучающихся, который прослеживается в развитии когнитивной, мотивационной и коммуникативной сфер личности. При этом обозначенные эффекты могут выступить критериями в оценке эффективности образовательной деятельности взрослых. В дальнейшем на их основе можно разработать систему конкретных показателей, позволяющих выстраивать индивидуальные траектории взрослых в период их обучения.

Ключевые слова: образование; качество образовательных программ; дополнительное образование взрослых; андрагогические принципы; личностное развитие взрослого обучающегося 

Для цитирования: Бирюкова Н. А. Оценка личностного развития взрослого как индикатор качества дополнительного образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 238–244. DOI: 10.15507/1991- 9468.083.020.201602.238-244

PlumX