УДК 130.2:2
DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.112-124
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЛОСОФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ)
Белкин Алексей Иванович
(доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат исторических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7655-0039, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Гуцу Василе Гаврилович
(профессор кафедры философии Молдавского государственного института международных отношений (Молдова, г. Кишинев, ул. Пушкина, д. 54), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6094-1625, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Конторович Светлана Николаевна
(доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1472-112X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Введение: в статье осуществляется анализ проблем взаимоотношения науки и религии в контексте формирования целостного мировоззрения будущих специалистов. Взаимодействие двух важнейших отраслей человеческой культуры рассматривается на примере творчества русских религиозных мыслителей: архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого), В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева.
Материалы и методы: в исследовании использован метод изучения первоисточников, которыми в данном случае выступают работы Н. А. Бердяева, В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. С. Соловьева, рассматривающие проблемы взаимодействия науки и религии. Метод изучения первоисточников сочетается с методами анализа, синтеза и обобщения.
Результаты исследования: проанализированы различные подходы к рассмотрению указанной проблемы на протяжении исторического развития человеческой мысли. При исследовании творчества В. С. Соловьева акцент сделан на концепцию цельного знания, определяющую истинное знание как результат взаимодействия рационального, эмпирического и мистического аспектов. Много внимания в статье уделено рассмотрению взглядов архиепископа Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого), отстаивавшего не только в теории, но и на практике идею синтеза знания и веры, их неразрывной связи в подлинном научном и философском творчестве. При изучении взглядов Н. А. Бердяева внимание обращено на критику им трех типов взаимоотношений науки и религии, сложившихся в человеческой культуре: верховенство знания и отрицания веры, верховенство веры и отрицания знания, дуализм знания и веры. Рассмотрена также идея философа о синтезе разума, веры и интуиции, которая противопоставлена традиционным подходам. Показана аргументация современной науки о значимости взаимодействия религиозной и научной сфер человеческой культуры.
Обсуждение и заключения: подчеркнута важность формирования гармоничных отношений между наукой и религией в рамках аксиологического и этического обзора последствий научно-технического прогресса, поскольку это позволяет дать адекватный ответ на многие вызовы современной цивилизации.
Ключевые слова: философское образование; гармония; религия; наука; противоречие; знание; познание; картина мира; духовный мир; религиозная философия; вера
Для цитирования: Белкин А. И., Гуцу В. Г., Конторович С. Н. Изучение проблем взаимодействия науки и религии в вузовском курсе философии (на примере творчества русских религиозных мыслителей). Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 1. С. 112–124. DOI: 10.15507/1991-9468.082.020.201601.112-124
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.