УДК 371+378:51                                                 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.066

 

Интеграция школьного и вузовского математического образования как средство подготовки школьников к обучению в вузе

Сухарев Лев Александрович
(заведующий кафедрой алгебры и геометрии ФГБОУ ВПО «Мордов- ский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат физико-математических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0567-5838, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Кочугаев Петр Николаевич
(старший преподаватель кафедры алгебры и геометрии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: http://orcid.orgl/0000-0002-5610-4736, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению разрыва между школьным математическим образованием и требованиями к абитуриентам естественно-технических направлений. С точки зрения авторов статьи, это связано, с одной стороны, с современной формой проведения единого государственного экзамена по математике, с другой – с сокращением числа часов по алгебре и геометрии в школе. Кроме того, негативно сказывается демографический спад: количество потенциальных абитуриентов за последнее десятилетие сократилось вдвое. В работе предложена форма интеграции школьного и вузовского образования в виде инновационного подразделения вуза, Школы математики и программирования, которое в определенной мере способно решить озвученную выше проблему, оптимизируя переход учащихся из школы в вуз. Его коренное отличие от физико-математических школ или центров для одаренных детей заключается в том, что оно не изымает лучших учащихся из образовательных учреждений, тем самым понижая уровень этих учебных заведений, а посредством совместной работы с педагогическими коллективами качественно улучшает образовательную среду. С точки зрения авторов статьи, такая форма интеграции региональных систем образования окажет позитивное влияние на академическое сближение образовательных учреждений, развитие довузовского, послевузовского и дополнительного образования в регионе. Другое важное отличие состоит в том, что Школа математики и программирования не финансируется государством или государственными учреждениями. В этой статье авторами изложен опыт создания и двухлетней работы Школы математики и программирования при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, а также предложены ответы на некоторые принципиальные вопросы, возникающие при организации и осуществлении деятельности такого рода подразделений при вузах.

Ключевые слова: математическое образование; интеграция; образование; дополнительное обучение; инно- вационное образовательное подразделение

 

Для цитирования: Сухарев, Л. А. Интеграция школьного и вузовского математического образования как средство подготовки школьников к обучению в вузе / Л. А. Сухарев, П. Н. Кочугаев // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 4. – С. 66–71. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.066

 

INTEGRATION OF HIGH SCHOOL AND UNIVERSITY MATHEMATICAL EDUCATION AS A MEANS OF PREPARING SCHOOL LEAVERS TO UNIVERSITIES

Sukharev Lev Aleksandrovich
(head of Algebra and Geometry Chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0567-5838, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Kochugayev Petr Nikolaevich
(senior lecturer, Chair of Algebra and Geometry, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5610-4736, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The recent years are marked by the widening gap between school mathematical education and admission requirements for applicants of natural sciences divisions. Authors of the article suppose, this is due to present-day peculiarities of unified state examination in mathematics, along with abridging the number of hours of algebra and geometry in school. In addition, there is a negative impact from the demographic decline: the number of prospective applicants has been halved in the last decade. The authors propose a form of integration of high schools and higher education institutions in a form of innovative sub-division of a university, the School of mathematics and computing science. This, to some extent, may be able to solve the aforementioned problem by optimising the transition of students from high school to university. The key difference from the physical and mathematical schools or centres for gifted children is that instead of removing the best students from educational institutions, thereby reducing the educational level of these institutions, there is collaboration with the teaching staff in public schools, leading to improvement of the quality of educational environment. Another important difference is that the school of mathematics and computational science is not funded governmentally. In this article the authors present the experience of successful creating and two-year long work of school mathematics and computational science affiliated to Ogarev Mordovia State University. Alumni of the school were able to enroll in high-ranked Russian universities such as MIPT, MEPhI, Bauman MSTU and others. The paper offers the answers to some fundamental questions that arise in the or ganisation and implementation of this kind of sub-divisions of universities.

Keywords: mathematical education; integration; education; additional training; innovative educational unit

 

For citation: Sukharev L. V., Kochugayev P. N. Integration of high school and university mathematical education as a means of preparing school leavers to universities. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 4, pp. 66–71. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.066

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.