УДК 37.047 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.036
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ И ЛЮБИМЫЙ УЧИТЕЛЬ КАК ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС
Ивановская Ольга Геннадиевна
(руководитель школьной логопедической службы ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 544 с углубленным изучением английского языка» Московского района г. Санкт-Петербурга (Россия, г. Санкт-Петербург, Предпортовый проезд, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Для успешного педагогического сотрудничества в образовательном учреждении важно раскрыть профессиональный и личностный потенциал каждого работника. Значение профессии педагога обращено к знаковой системе образовательных учреждений и ее подсистеме требований к профессионалу. Смысл педагогической деятельности обращен к личности педагога. Повседневную жизнь человека можно рассматривать как непрерывные переходы из одного семантического (смыслового) пространства в другое по мере того, как человек относит себя к той или иной общности людей, обладающей сходными семантическими характеристиками: потребностями, интересами, знаниями и др. Результатом обнаружения схожести семантических пространств людей является семантический резонанс, который можно определить как понятность слова, ясность образа, метафоры. «Учительский» способ мышления и поведения может быть описан с естественнонаучных позиций в терминах учения о доминанте А. А. Ухтомского, с психологических позиций как установка (по Д. Н. Узнадзе). С позиций феноменологического подхода как факторы, стимулирующие «учительский» способ мышления и поведения, можно выделить феномены педагогической династии и любимого учителя. Если рассматривать феномены педагогических династий и любимого учителя с точки зрения явления семантического резонанса, то можно сказать, что у представителей педагогических династий и у людей, ориентирующихся на пример любимого учителя, учительский труд однозначно вызывает ощущение радости, «полета», чувство собственной полезности в мире людей, сопричастности судьбам страны. Это выражается в точном, часто метафорическом формулировании своей учительской позиции. Кроме того, такие учительские суждения часто содержат отсылки к опыту предшествующих поколений.
Ключевые слова: понимание; семантическое пространство; семантический резонанс; педагогическая феноменология; феномены педагогической династии и любимого учителя.
Для цитирования: Ивановская, О. Г. Принадлежность к педагогической династии и любимый учитель как факторы выбора профессии, вызывающие семантический резонанс / О. Г. Ивановская // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 36−42. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.036
AFFILIATION TO A PEDAGOGICAL DYNASTY AND A FAVORITE TEACHER AS A FACTOR OF CHOICE OF FUTURE PROFESSION, WHICH CAUSE A SEMANTIC RESONANCE
Ivanovskaya Olga Gennadiyevna
(Head of the Secondary School Speech-therapy Service, State budgetary educational institution secondary school 544 with in-depth study of English language in the Moscow district of St. Petersburg (6/1, 5, Predportoviy proyezd, St. Petersburg, Russia), Ph.D. (Pedagogy), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
For successful pedagogical cooperation in educational institution it is important to open the professional and personal potential of each worker. Meaning of a profession of the teacher is focused on the sign system of educational institutions and its subsystem of requirements to the professional. The sense of pedagogical activity is focused on the identity of the teacher. The everyday life of man can be considered as continuous transitions from one semantic space to another as people relate themselves to a particular community of people with similar semantic characteristics: needs, interests, knowledge, etc. The semantic resonance which can be defined as clearness of the word, clarity of an image, metaphor is result of detection of similarity of semantic spaces of people. The teacher’s way of thinking and behavior can be described from natural-science positions as dominant (A. A. Ukhtomsky) and can be described as installation from psychological positions (D. N. Uznadze). From positions of phenomenological approach as the factors stimulating a teacher’s way of thinking and behavior can be allocated the phenomenon of a pedagogical dynasty and the phenomenon of the favorite teacher. If to look at phenomena of pedagogical dynasties and the favorite teacher from the point of view of the phenomenon of a semantic resonance, it is possible to tell that at representatives of pedagogical dynasties and at the people who are guided by an example of the favorite teacher, teacher’s work unambiguously causes feeling of pleasure, “flight”, feeling of own usefulness in the world of people, par ticipation to destinies of the country.
Keywords: understanding; semantic space; semantic resonance; educational phenomenology; the phenomenon of the pedagogical dynasty; the phenomenon of the favorite teacher.
For citation: Ivanovskaya O. G. Prinadlezhnost k pedagogicheskoy dinastii i lyubimyi uchitel kak faktory vybora professii, vyzyvayushchie semanticheskiy rezonans [Affiliation to a pedagogical dynasty and a favorite teacher as a factor of choice of future profession, which cause a semantic resonance]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 36−42. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.036
Скачать статью в pdf (To download article).
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.