УДК 37.037 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.023
СВОБОДА И ИЛЛЮЗИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Савкин Николай Степанович
(профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье анализируются актуальные вопросы соотношения свободы и иллюзий в образовательном процессе. Индивидуальная свобода связана диапазоном возможностей общества в реализации ценностных ориентаций личности, а общественная – со знанием законов естественного и общественного развития, на основании которых возможно компетентное принятие решений. Свобода сопровождается иллюзиями. Подчеркивается, что понимание свободы на обыденном уровне как свободы человека, который может делать все, что хочется, мешает правильному пониманию целей и задач образовательного процесса. Обосновывается идея недопустимости разрыва профессиональной, общенаучной и гуманитарной подготовки, образующих единый образовательный процесс. В формировании правильного научно обоснованного мировоззрения студентов важное значение имеет знание неоднозначного смысла иллюзий: с одной стороны, это миф, обман, заблуждение, утопия, с другой – проявление мечты, сходного с оптимизмом, верой, надеждой. В этом их экзистенциальная ценность.
Ключевые слова: свобода; эпоха; иллюзия; ответственность; первобытный человек; экономическая, политическая, идеологическая свобода
Для цитирования: Савкин, Н. C. Свобода и иллюзии в образовательном процессе / Н. С. Савкин // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 23−28. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.023
FREEDOM AND ILLUSIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Savkin Nikolay Stepanovich
(professor, Chair of Philosophy, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The article is concerned with the relationship between freedom and illusions in the educational process. The author emphasizes that individual freedom is dependent on the range of opportunities of society in the implementation of individual’s value orientations whereas public freedom – with the knowledge of the laws of natural and social development, on the basis of which it is possible to make decisions knowingly. Freedom is accompanied by illusions. The author stresses that the concept of freedom in everyday life understood as freedom of a person who can do whatever he wants, prevents a correct understanding of the goals and objectives of the educational process. The author substantiates the idea of non-breaking professional, general scientific and humanitarian training, forming a single educational process. To shape the correct science-based worldview of students it is essential to know the meaning of ambiguous illusions: on the one hand, it is a myth, deception, delusion, utopia, on the other − a manifestation of a dream similar to optimism, faith, hope. This is their existential significance.
Keywords: freedom; era; illusion; responsibility; primitive man; economic, political, ideological freedom.
For citation: Savkin N. S. Svoboda i illyuzii v obrazovatelnom processe [Freedom and illusions in the educational process]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 23−28. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.023
Скачать статью в pdf (To download article).
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.