УДК 37.043.2-055.1/.2                                                 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.016

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Судоргина Любовь Вилениновна
(директор МБОУ «Гимназия № 14 “Университетская”» (Россия, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, д. 31), учитель географии высшей квалификационной категории, заслуженный учитель России, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

Цель статьи – раскрыть особенности современного теоретического представления о понятии «педагогическая система», провести анализ научных исследований, рассматривающих педагогические системы в классической и современной педагогической теории и практике; уточнение и концептуализация понятия «общеобразовательное учреждение как педагогическая система». Педагогические системы относятся к сложным открытым социальным системам. Это системы динамические, функционирующие в условиях постоянной изменчивости факторов внешней среды, а также изменений внутренних состояний системы. Чаще всего в исследовательской литературе анализируются отдельно представленные школы как педагогические системы, в которых педагоги-новаторы развивали свои особые методики обучения. В современной педагогической практике актуален подход, когда педагогическая система исследуется в динамике как педагогический процесс, что требует от исследователя мониторинга функционирования и развития педагогической системы.

Ключевые слова: классическая и современная педагогическая теория и практика; педагогическая система; общеобразовательное учреждение как педагогическая система; педагогический процесс; интеграция компонентов педагогической системы; эффективность педагогического процесса

 

Для цитирования: Судоргина, Л. В. Педагогическая система общеобразовательного учреждения: особенности интеграции в педагогической науке и практике / Л. В. Судоргина // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 16−22. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.016

 

PEDAGOGICAL SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION: SPECIFICS OF INTEGRATION IN PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

Sudorgina Lubov Vileninovna
(head of University-preparatory school No 14, Novosibirsk State Pedagogical University (31, K. Marx ave., Novosibirsk, Russia), teacher of geography with the highest qualification grade, honoured teacher of Russia, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The purpose of this article is to reveal the peculiarities of modern theoretical understanding of the concept “pedagogical system”, to carry out the analysis of research addressing educational system in classical and modern pedagogical theory and practice; to elaborate on conceptualisation of the notion of educational institution as a pedagogical system. Educational systems are complex open social systems. These dynamic systems operate in conditions of constant volatility factors of the external environment, and changes in the internal states of the system. Most often research papers analyse separate schools as pedagogical systems in which teachers-innovators have developed their own special teaching methods. In modern pedagogical practice the topical approach is when pedagogical system is studied in dynamics as a pedagogical process that requires the researcher to monitor the functioning and development of the pedagogical system.

Keywords: classical and modern pedagogical theory and practice; educational system; educational institution as a pedagogical system; the pedagogical process; the integration of the components of the pedagogical system; the effectiveness of the pedagogical process.

 

For citation: Sudorgina L. V. Pedagogicheskaya sistema obshcheobrazovatelnogo uchrezhdeniya: osobennosti integracii v pedagogicheskoy nauke i praktike [Pedagogical system of an educational institution: specifics of integration in pedagogical theory and practice]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 16−22. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.016

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.