УДК 378:001.895                                                 DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.008

 

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Моисеев Василий Борисович
(ректор ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11), доктор педагогических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Найденова Людмила Ивановна
(профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11), доктор социологических наук, профессор, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Вострокнутов Евгений Владимирович
(старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (Россия, г. Пенза, пр-д Байдукова/ул. Гагарина, д. 1а/11), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье раскрываются содержание и факторы инновационного развития региона в социологическом и образовательном аспектах. Авторами используется системный подход, рассматривается научно-образовательная среда региона в качестве основы формирования инновационного потенциала, который закладывает предпосылки для инновационного развития. На основе статистических данных 2008–2013 гг. исследуются показатели инновационного развития (инновационной деятельности, индекса социально-экономического развития, инновационного рейтинга, научно-технического потенциала, качества инновационной политики) регионов, входящих в Приволжский федеральный округ. Обосновывается существование корреляционной зависимости между проранжированными результатами инновационной деятельности в регионе и социально-экономическими условиями этой деятельности, а также качеством инновационной политики. Кроме этого, на основе анализа статистических данных о функционировании аспирантуры и докторантуры характеризуются тенденции развития и использования их научного потенциала в процессе формирования научно-образовательной среды региона. Аргументируется место и роль научно-технической интеллигенции в социальной структуре региона, создающие социологические предпосылки для вклада в формирование научно-технического потенциала региона. Определяются группы факторов инновационного развития региона: объективные (создание социально-экономических условий инновационной деятельности; формирование научно-технического потенциала; разработка и реализация инновационной политики) и субъективные (социальное восприятие научно-технической интеллигенцией необходимости перехода государства к инновационному развитию в регионе; удовлетворенность государственными программами перехода к инновационному типу развития; компетентность научной молодежи, позволяющая активно участвовать в инновационном развитии). Приводится классификация групп регионов Приволжского федерального округа в зависимости от условий инновационного развития: перспективные и активные регионы с успешным сценарием инновационного развития; регионы с оптимальным и достаточно перспективным, стабильным сценарием развития; регионы с неравномерными темпами развития, в которых возможно чередование спадов и подъемов развития.

Ключевые слова: регион; научно-образовательная среда; инновационное развитие; инновационный потенциал; инновационная деятельность; инновационный рейтинг; научно-технический потенциал региона.

 

Для цитирования: Моисеев, В. Б.Научно-образовательная среда – основа инновационного развития региона / В. Б. Моисеев, Л. И. Найденова, Е. В. Вострокнутов // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 3. – С. 8–15. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.008

 

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN ESSENTIAL FACTOR FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A REGION

Moiseyev Vassily Borisovich
(rector, Penza State Technological University (1a/11, Baidukov Proyezd/Gagarin Str., Penza, Russia), Dr.Sci. (Pedagogy), professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Naydenova Lyudmila Ivanovna
(chair of pedagogy and Psychology, Penza State Technological University (1a/11, Baidukov Proyezd/Gagarin Str., Penza, Russia), Dr.Sci. (Sociology), professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Vostroknutov Evgeniy Vladimirovich
(seniour lecturer, Chair of Pedagogy and psychology, Penza State Technological University (1a/11, Baidukov Pr./Gagarin Str., Penza, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

The content and factors of innovative development of the region are investigated in two important aspects: sociological and educational ones. The authors use a systematic approach, considering scientific and educational environment of the region as a basis of formation of innovative potential which lays the conditions for innovative development of the region. On the basis of statistical material of 2008–2013 years the paper investigates indicators and factors of innovative development of the regions in the Volga Federal District. These are the indicators of innovative activity in the region, the index of socio-economic development of the region, innovative ranking of regions, scientific and technical potential, quality of innovation policy. It is shown that there is a correlation between the ranked results of innovative activities in the region and socio-economic conditions of this activity, and the quality of innovation policy in the region. The trends in the development and use of scientific potential of postgraduate and doctoral studies in the formation of scientific-educational environment of the region is characterized based on the analysis of statistical data on the functioning of postgraduate and doctoral studies. It is proved that the place and role of scientific and technical intelligentsia in the social structure of the region create the sociological preconditions for contribution to the development of scientific and technical potential of the region. The factors of innovative development of the region are defined: objective (creation of socio-economic conditions of innovative activity; the formation of scientific-technical potential of the regions; development and realization of innovative policy of regions), and subjective (social perception of the scientific-technical intelligentsia of necessity of transition to innovative development in the region; the satisfaction of the state programme of transition to innovative type of development; the scientific competence of youth that enables you to actively participate in the innovation development). The classification of groups of regions of the Volga Federal district is presented depending on the conditions of innovative development: the group of promising and active regions with successful scenario of innovative development; the group of regions with the best and quite promising, sustainable scenario development; the group of regions with an uneven pace of development, in which the rises alternate with recessions in the development process.

Keywords: region; scientific and educational environment; innovative development; innovative potential; innovative activity; innovative rating; technical and scientific potential of the region.

 

For citation: Moiseyev V. B., Naydenova L. I., Vostroknutov E. V. Nauchno-obrazovatelnaya sreda – osnova innovacionnogo razvitiya regiona [Scientific and educational environment as an essential factor for innovative development of a region]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 3, pp. 8−15. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.008

 

Скачать статью в pdf (To download article).

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.