УДК 159.922/.923 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
ФОРМ САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Маралов Владимир Георгиевич
(профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО
«Череповецкий государственный университет» (Россия, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5), доктор психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Статья посвящена теоретическому анализу форм саморазвития личности (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации) в контексте решения проблем психологического сопровождения личности. Названные формы саморазвития отличаются друг от друга потребностями, целями, мотивами и стратегиями осуществления. Обсуждается дискуссионный вопрос о роли само- реализации в структуре саморазвития. В итоге делается вывод о том, что самореализация является одновременно и самостоятельным процессом, и формой саморазвития. Результатом саморазвития во всех его формах является личностный рост. Его специфика и качественное своеобразие будет определяться выбором личностью тех или иных стратегий самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации. Раскрываются особенности диалектической взаимосвязи форм саморазвития. Она состоит в том, что каждая из форм саморазвития, выполняя свою специфическую функцию, способству- ет одновременно и реализации функций, присущих другим формам, обусловливая тем самым единство и направленность процесса саморазвития в целом. Обосновывается, что во временном аспекте первичным является самоутверждение, в рамках которого «вызревают» другие формы саморазвития. Самоутверждение остается ведущей формой вплоть до подросткового возраста. Начиная же с подросткового возрас- та, при благоприятных условиях на первый план выдвигается самосовершенствование. Саморазвитие взрослого человека характеризует в большей степени самоактуализация и самореализация. В конечном итоге показывается, что в ходе осуществления психологического сопровождения саморазвития личности практический психолог может четко выделить стратегические ориентиры. До подросткового возраста таким ориентиром будет оказание помощи в самоутверждении личности, конкретно, в выборе конструктивной стратегии самоутверждения, создания условий для преодоления доминантной стратегии или стратегии самоподавления. Начиная с подросткового возраста, и в старшем школьном возрасте акцент смещается на поддержку самосовершенствования, оказание помощи в выборе соответствующих его стратегий: приобретения, избавления, преобразования и ограничения. При этом продолжают решаться и задачи позитивного самоутверждения, создаваться предпосылки для самоактуализации личностного потенциала и реализации его в жизни.
Ключевые слова: саморазвитие; диалектическая взаимосвязь форм саморазвития; самоутверждение; самосовершенствование; самоактуализация; самореализация; психологическое сопровождение саморазвития.
Для цитирования: Маралов, В. Г. Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности / В. Г. Маралов // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 117-125. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117
DIALECTICAL RELATIONSHIP BETWEEN FORMS OF SELF-DEVELOPMENT IN THE CONTEXT
OF PROBLEMS PERTAINING TO A PERSON’S PSYCHOLOGICAL SUPPORT
Maralov Vladimir Georgievich
(professor, Chair of psychology and pedagogics, Cherepovets State
University (5, Lunacharsky Pr., Cherepovets, Russia), Dr. Sci. (Psychology), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The paper deals with analysis of personality’s forms of self-development: self-assertion, self-improvement, selfactualisation and self-realisation in the context of addressing psychological support of a person. These forms of self-development differ from each other as to the needs, goals, motives and strategies for implementation. The author discusses the controversial question of self-realization role in the structure of self-development. He concludes that self-realisation is both an independent process, and the form of self-development. The result of self-development in all its forms is personal growth. Its specifics and qualitative singularity will be determined by the choice of particular strategies of self-assertion, self-improvement and self-actualisation. The paper also explores the peculiarities of the dialectical relationship between forms of self-development. They are characterised by the fact that each of the selfdevelopment forms has a specific function, and at the same time contributes to the realisation of functions inherent in other forms thereby causing cohesion and self-orientation of the whole process. In terms of time primary thing is self-affirmation, in which “mature” other forms of self-development. Self-affirmation is the leading form until adolescence. Starting from adolescence, under favorable conditions, the self-improvement begins to dominate. Development of an adult person is largely characterised by that of self-actualisation and self-realisation. A practical psychologist can clearly identify the strategic guidelines in the course of psychological support of self-development.Prior to adolescence, it will be assistance in the self-affirmation of the individual, particularly in the choice of self-affirmation strategies, create conditions for overcoming the dominant strategy or self-suppression strategy. In adolescence and high school age the focus is shifted to self-improvement support, to assist in the appropriate strategies selection: the acquisition, redemption, conversion and limitations. At the same time goals of positive affirmation continue to be addressed, and preconditions for self-actualisation and realisation of personal potential in life continue to be created.
Keywords: self-development; dialectical relationship of self-development forms; self-assertion; self-improvement; self-actualisation; self-realisation; psychological support for self-development.
For citation: Maralov V. G. Dialekticheskaja vzaimosvjaz’ form samorazvitija v kontekste reshenija problem psihologicheskogo soprovozhdenija lichnosti [Dialectical relationship between forms of self-development in the context of problems pertaining to a person’s psychological support]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 117-125. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.117