УДК 378.147:91 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.100
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Семина Ирина Анатольевна
(заведующий кафедрой экономической и социальной географии ФГБОУ
ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат географических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Рассмотрены теоретико-методические аспекты применения инновационных методов обучения в высшей школе, раскрыты сущностные характеристики и возможности применения мето- дов имитационного моделирования, case-study, фреймовой технологии в обучении географии. Инновационный подход к учебному процессу является обязательным условием современно- го высшего образования. Наряду с традиционными подходами к усвоению учебного материала (в географии это – территориальный, комплексный, исторический, типологический) применяются новые (системный, проблемный, конструктивный), которые лежат в основе современных технологий обучения. Одна из проблем географии – представление географических знаний, которые могут быть самостоятельным источником приращения этого знания. Географические образы возникают в результате взаимодействия различных географических понятий в процессе целенаправленного человеческого мышления. Образы в географии близки к понятию фрейма. Под фреймовой педагогической технологией будем понимать увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. При реализации проблемного и конструктивного подходов в обучении целесообразно использование метода case-study, который имеет схожесть с методом проблемного обучения, его отличают специфичные признаки: наличие модели системы на определенный момент времени; коллективная выработка решений; многоальтернативность решений; определенная цель при выработке решений. В процессе обучения географии с использованием иннова- ционных методов обучения возможна реализация таких педагогических парадигм, как гуманитарная, технократическая и историческая. Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения студент становится его субъектом. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в рамках учебного процесса в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности студентов, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.
Ключевые слова: инновационное обучение; метод имитационного моделирования; метод case-study; фреймовая технология; технология логических опорных схем; проблемное обучение.
Для цитирования: Семина, И. А. Применение инновационных методов обучения географии в выс- шей школе / И. А. Семина // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 100-108. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.100
THE APPLICATION OF INNOVATIVE METHODS
OF TEACHING GEOGRAPHY IN HIGHER SCHOOL
Semina Irina Anatolyevna
(head of Economic and Social geography chair, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Geography), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The paper considers theoretical and methodological aspects of the application of innovative methods of teaching in higher education, reveals the essential characteristics and possible applications of simulation techniques, case-study, framing technology in teaching geography. An innovative approach to the academic process is a prerequisite of modern higher education. Along with traditional approaches to acquisition of learning material (in geography ? regional, comprehensive, historical, typological) new ones are applied – systemic, problem-based, constructive which lie at the basis of modern learning technologies. One of the problems of geography – representation of geographical knowledge, which can be an independent source of knowledge enhancement. Geographic images appear as a result of interplay of various geographical concepts in the process of purposeful human thinking. Images in geography are somewhat similar to the concept of a frame. Under framing educational technology we mean the increase in the volume of knowledge without increasing instructional time. In implementing the problematic and constructive approaches to teaching it is practical to use the method of case-study, which has similarities with the method of problem-based learning, but is distinguished by specific features: the availability of a model of a system at a particular time; collective decision-making; multialternative decisions; a specific objective when making decisions. The teacher should skilfully present a case-situation (suitable presentation), to organise the discussion of the case and its analysis, evaluate and summarise the discussion. Special emphasis on generating ideas. Business game can be arranged by case study, if it is based on a problem. In the process of learning geography by using innovative teaching methods one can implement pedagogical paradigms such as: humanitarian, technocratic and historical. The essence of innovation is to create a learning environment in which the student in the learning process becomes its subject. In this regard, it is necessary to find in the pedagogical process such psychological or psycho-pedagogical conditions that could within the learning process as much as possible, promote their independence and activity of students, as well as their intellectual and personal development.
Keywords: innovative teaching; method of simulation modeling; method of case-study; framing technology; technology of logical support schemes; problem teaching.
For citation: Semina I. A. Primenenie innovacionnyh metodov obuchenija geografii v vysshej shkole [The application of innovative methods of teaching geography in higher school]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 100-108. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.100