УДК 37.01:130.2                                                 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.073

 

ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Князева Галина Николаевна
(доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149), кандидат педагогических наук, galina–Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Манухов Владимир Федорович
(заведующий кафедрой геодезии, картографии и геоинформатики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Щевелева Галина Михайловна
(профессор кафедры общеправовых и гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» (Россия, г. Воронеж, ул. Мичурина, д. 1), доктор педагогических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье представлены акмеолого-компетентностные аспекты профессионального образования в условиях современного общества знаний и информации. Проанализирована необходимость формирования информационной компетентности как определяющей субкомпетентности субъектов образования, проявляющейся в том числе в уровне информационной культуры педагогов и студентов, степени освоения ими информационно-образовательного пространства. Профессионально-образовательная деятельность связывается с необходимостью реализации акмеологического подхода, нацеленного на успешное саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение выпускников университета. Акмеологическое сопровождение образовательного процесса предполагает, что педагог в своей профессиональной деятельности максимально реализует собственный творческий потенциал и способствует раскрытию индивидуальности, своеобразия и неповторимости личности каждого обучающегося. Критерием продуктивной модернизации российского образования может служить интенсификация развития продуктивной компетентности субъектов образования, реализация компетентностного и акмеологического подходов в их органической взаимосвязи. При определении оптимальной сочетаемости и единства компетентностного и акмеологического подходов в изучении информационно-образовательного пространства учитывается их мировоззренческая значимость, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания. Для практической реализации такой взаимосвязи проанализирована компетентностная составляющая Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 05.03.03 «Картография и геоинформатика». Овладение обучаемыми современными геоинформационными технологиями позволяет сформировать информационно-профессиональную компетентность при решении задач учебного и научно-исследовательского характера. Акмеологическое сопровождение процесса формирования компетентностей выпуск- ников обеспечивается применением инновационных технологий активного и интерактивного обучения, эвристических методов активизации творческого познавательного мышления. Представлена авторская технология экспериментального исследования акмеологических факторов самопродвижения, самоопределения будущих специалистов как система методов, приемов и способов саморазвития обучающихся в совместном субъектно-субъектном образовательном взаимодействии.

Ключевые слова: информационная компетентность; акмеолого-компетентностный подход; геоинформатика; информационно-образовательное пространство; саморазвитие; самосовершенствование; само- определение личности.

 

Для цитирования: Князева, Г. Н. Информационно-компетентностное сопровождение образовательного процесса в акмеологическом контектсте / Г. Н. Князева, В. Ф. Манухов, Г. М. Щевелева // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 73-80. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.073

 

INFORMATION AND COMPETENCE-BASED SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE AСMEOLOGICAL CONTEXT

Knyazeva Galina Nikolayevna
(research assistant professor, Chair of social work, psychology and pedagogics of higher education, Kuban State University (149, Stavropolskaya Str., Krasnodar, Russia), Ph.D. (Pedagogy), galina–Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Manukhov Vladimir Fedorovich
(head of the Chair of Geodesy, Cartography and Geoinformatics, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), research assistant professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

Shchevelyova Galina Mikhailovna
(professor of Chair of Pedagogics and socio-political sciences, Emperor Peter I Voronezh State Agrarian University (1, Michurina Str., Voronezh, Russia), Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

 

The paper is concerned with acmelogical and competence-based aspects of higher education in the conditions of modern information society. The authors explore the necessity for furthering information competence as the defining subcompetence of subjects of education manifesting in the level of teachers’ and students’ information culture, in the degree of acquisition of information education area. Professional and educational activity is associated with realisation of the acmeological approach aimed at successful self-development, self-improvement, self-determination of graduates of the university. Acmeological support of the educational process assumes that the teacher in their professional work maximally fulfill their own creative potential and promotes individuality, originality and uniqueness of the personality of each student.The intensification of development of productive competence of subjects of education and realisation of competence-based and acmeological approaches in their organic interrelation can serve a criterion of productive modernisation of the Russian education. For the practical realisation of such interrelation the competence-based component of the Federal state educational standard of higher education the bachelor degree programme 05.03.03 “Cartography and geo informatics” is analyzed. In determining the optimal compatibility and unity of the competence-based and acmeological approaches in the study of information and educational area their philosophical significance is considered, reflecting the social attitudes of the subjects of study as carriers of social consciousness. The author’s technology of experimental research in acmeological factors of prospective graduates’ self-promotion, self-determination is composed of a system of methods, techniques and ways of self-development of students in joint subject-to-subject educational interaction is given a thorough account.

Keywords: information competence; acme logical and competence-based approach; geo-informatics; information and educational space; self-development; self-improvement; self-determination of a personality.

 

For citation: Knyazeva G. N., Manukhov V. F., Shchevelyova G. M. Informacionno-kompetentnostnoe soprovozhdenie obrazovatel’nogo processa v akmeologicheskom kontektste [Information and competencebased support of educational process in the aсmeological context]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 1, pp. 73-80. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.073

 

Скачать статью в pdf (To download article).