УДК 378.147.4-057.87 DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.039
РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УНИВЕРСИТЕТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ
ОБУЧЕНИИ ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бобровская Елена Алексеевна
(начальник отдела системы менеджмента качества ГОУ ВПО «Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина» (Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Киевская, д. 44), кандидат технических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Наумкин Николай Иванович
(заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск,
ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, кандидат технических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Купряшкин Владимир Федорович
(доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск,
ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Шекшаева Наталья Николаевна
(старший преподаватель кафедры основ конструирования меха-
низмов и машин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия,г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В статье разрабатывается педагогическая модель методической системы подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной инженерной деятельности (ИИД) как формирование у них компетентности в этой деятельности. Демонстрируется, что именно сеть национальных исследовательских университетов (НИУ) благодаря своим возможностям определяет развитие Национальной инновационной системы. Основной особенностью предложенной модели является поэтапное формирование у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности: теоретическое обучение получению нематериальных инновационных продуктов в рамках изучения новой интегрированной дисциплины «Основы инновационной инженерной деятельности» (ОИИД); практическое обучение получению материальных инновационных продуктов в рамках традиционных выездных летних научных школ студентов и молодых ученых. Традиционно модель включает целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-технологический и рефлексивно-диагностический компоненты. Целевой компонент модели определяет цель – формирование у студентов НИУ компетентности в ИИД и задачи обучения для ее достижения. Концептуальный компонент раскрывает общую концепцию исследования, а именно достижение сформулированной цели на основе интеграции теоретического и практического обучения основам ИИД. Содержательный компонент основывается на знаниях, усвоенных студентами при изучении всех предшествующих дисциплин, дисциплины ОИИД и блока дисциплин практического обучения ИИД. Процессуально-технологический компонент модели включает методы, формы и средства обучения, в том числе новейшие инновационные (технологии цифрового производства). Рефлексивно-диагностический компонент предполагает диагностику и самодиагностику уровня сформированности КИИД. На всем протяжении обучения действует накопительная система баллов, а сама модель реализуется в виде деловой игры «Фирма-2». Такая интеграция средств и методов обучения обеспечивает синергетический эффект системы в целом.
Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность; компетентность; компоненты педагогической модели; национальный исследовательский университет; национальная инновационная система; методическая система; педагогическая модель; материальные инновационные продукты; нематериальные инновационные продукты.
Для цитирования: Бобровская, Е. А. Разработка педагогической модели подготовки студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности при комплексном обучении этой деятельности / Е. А. Бобровская [и др.] // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 2. - С. 39-47. DOI: 10.15507/Inted.079.019.201502.039
DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MODEL OF TRAINING STUDENTS IN INNOVATIVE ACTIVITY
AT THE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES PRACTICING COMPREHENSIVE TEACHING OF THIS ACTIVITY
Bobrovskaya Elena Alekseevna
(head of Quality management system, Kyrgyz-Russian Slavic University
named after the first President of the Russian Federation Boris Yeltsin (44, Kievskaya Str., Bishkek, Kyrgyzstan) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Naumkin Nikolai Ivanovich
(head, Chair of Design Principles for Mechanisms and Machines, Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Dr. Sci., Ph.D. (Engineering), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Kupryashkin Vladimir Fedorovich
(research assistant professor, Chair of Design Principles for Mechanisms and Machines, Oragev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Engineering), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Shekshayeva Nataliya Nikolayevna
(Lecturer, Chair of Design Principles for Mechanisms and Machines, Oragev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str ., Saransk, Russia), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
The paper is concerned with the development of a pedagogical model for methodological system of preparing students of national research universities to innovative engineering (IE) embracing the idea of growing their competence in this activity. It is shown that it is the network of national research universities (NRU) due to itscapacities that determine the development of the national innovation system. The main feature of the proposed model is the gradual formation of students’ competence in innovative engineering. Its first stage - theoretical training in how to get an intangible product innovation within the study of a new integrated course “Fundamentals of innovative engineering” (FIE), the second one – a hands-on training in how to get tangible innovative products within the traditional summer visiting schools of students and young scientists. The model traditionally includes target, conceptual, content, procedural and technological and reflexive and diagnostic components. Target component includes the goal – to further students’ competence in IE and learning objectives to achieve it. Conceptual component - defines the general concept of study, namely the achievement of stated goals based on the integration of theoretical and practical learning the basics of IE. Content component is based on the knowledge learned by the students in the study of all previous disciplines, disciplines and a number of disciplines of practical training IE. Procedural and technological component includes the methods, forms and means of instruction, including the newest innovation (technology of digital production). Reflexive and diagnostic component involves diagnosis and self-test of the level of acquisition of competencies of IE. Throughout the training there is an accumulative scoring system, and the model itself is implemented as a business game “Company 2”. Such integration of means with methods ensures a syner getic effect of the system on the whole.
Keywords: innovative engineering activities; competence; components of pedagogical models; national research university; national innovation system; methodical system; pedagogical model; material innovative products; intangible innovative products.
For citation: Bobrovskaya E. A., Naumkin N. I., Kupryashkin V. F., Shekshayeva N. N. Razrabotka pedagogicheskoj modeli podgotovki studentov nacional’nyh issledovatel’skih universitetov k innovacionnoj dejatel’nosti pri kompleksnom obuchenii jetoj dejatel’nosti [Development of pedagogical model of training students in innovative activity at the national research universities practicing comprehensive teaching of this activity]. Integracija obrazovanija = Integration of Education. 2015, vol. 19, no. 2, pp. 39-47. DOI: 10.15507/ Inted.079.019.201502.039