PDFСкачать статью в pdf.

УДК 001.8:37.032-057.87

DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.118

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Андронов Владимир Петрович
профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ионова Мария Сергеевна
доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат психологических наук, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье рассмотрена проблема развития прогностических способностей старшеклассников как условие их профессионального самоопределения. Представлены результаты анализа психологической литературы по проблеме прогностических способностей. Сделан вывод о ее недостаточной разработанности. В качестве одного из открытых указывается вопрос развития прогностических способностей у старшеклассников как необходимого условия выбора будущей профессии. Отмечена значимость профессионального самоопределения в юношеском возрасте и отсутствие у молодых людей умения четко выстраивать проекты, планы, прогнозы. Подчеркнута недостаточность осознания старшеклассниками своих способностей и возможностей, необходимых при самоопределении в профессиональной сфере. В этой связи поднимается проблема психологического содействия личности на этапе профессионального самоопределения (в рамках деятельности специальных профориентационных центров на базе вузов). Указано наличие технологий работы психолога со студентами (людьми, уже выбравшими ту или иную профессию и обучающимися в вузе), а не со старшеклассниками, планиру- ющими поступать в вуз. Отмечается, что именно на этом этапе жизненного пути человек, оказавшийся без помощи специалиста, может легко ошибиться с выбором профессии. Неправильный выбор влечет за собой дополнительные сложности на этапе адаптации студентов к обучению в вузе. В подтверждение этого приводятся результаты проведенного эмпирического исследования. Из 50 студентов-первокурсников Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, участвовавших в исследовании, 54 характеризуются средним уровнем социально-психологической адаптации, 30 – высоким и 16 % – низким. У студентов преобладает средний уровень прогностической способности – 56 %. Высокий уровень выявлен у 28 % студентов, низкий – у 16. Выявлена сильная прямая корреляционная связь между уровнем прогностической способности и адаптации студентов. Возрастанию значений прогностической способности соответствует возрастание значений социально-психологической адаптации. На основании полученных данных сделан вывод о необходимости включения в содержание профориентационной работы с учащимися старших классов методов развития прогностических способностей, выступающих в качестве одного из важнейших условий профессионального самоопределения.

Ключевые слова: прогностическая способность; профессиональное самоопределение; юношеский возраст; профориентационный центр; развитие прогностических способностей

 

Для цитирования: Андронов, В. П. Значение прогностических способностей для профессионального самоопределения старшеклассников / В. П. Андронов, М. С. Ионова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 118–123. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.118