PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.734-752

EDN: https://elibrary.ru/jjhrlh

УДК 378.1:004.8

 

Применение генеративного искусственного интеллекта в персонализации образования: восприятие студентами гуманитарных и технических специальностей

Поспелова Екатерина Андреевна
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник отдела изучения и развития искусственного интеллекта в сфере госуправления дирекции приоритетных образовательных инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0009-0003-1209-9060, Researcher ID: KIJ-4361-2024, SPIN-код: 8075-6539, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Горлачева Евгения Николаевна
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела изучения и развития искусственного интеллекта в сфере госуправления дирекции приоритетных образовательных инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6290-8557, Scopus ID: 57191171351, Researcher ID: B-7294-2017, SPIN-код: 9861-8146, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отоцкий Петр Леонидович
кандидат физико-математических наук, научный руководитель отдела изучения и развития искусственного интеллекта в сфере госуправления дирекции приоритетных образовательных инициатив Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1938-3518, SPIN-код: 6556-8175, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Интенсивная интеграция технологий генеративного искусственного интеллекта привела к значительным изменениям в различных областях деятельности, в том числе в образовании. Масштабное развитие информационных технологий сделало возможным упрощение процесса персонализации образования, повышая его качество и доступность, а также расширяя методологическую базу. Преимущества новых технологий заставляют научное сообщество искать эффективные методы и подходы к применению искусственного интеллекта в обучении и предвосхищать грядущие изменения в образовательной среде. Цель исследования – изучить опыт использования чат-ботов студентами гуманитарных и технических специальностей, проанализировать восприятие обучающимися персонализации образовательного процесса с помощью искусственного интеллекта.
Материалы и методы. Эмпирическая база представлена данными социологического опроса, проведенного с июня 2024 г. по январь 2025 г., в котором приняли участие 730 студентов бакалавриата и магистратуры российских вузов. Опрос проводился с помощью онлайн-анкетирования, вопросы которого позволили проверить поставленные научные гипотезы.
Результаты исследования. Результаты демонстрируют положительное отношение обучающихся к системному внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс и использованию элементов персонализированного обучения (цифровых наставников и чат-ботов), способствующих улучшению взаимодействия и поддержке в процессе обучения. Выявлены негативные настроения среди обучающихся относительно использования искусственного интеллекта для оценки их успеваемости, что свидетельствует о недостаточном доверии к объективности и точности подобных технологий. Подчеркивается необходимость дальнейшего анализа и разработки стратегий для эффективной интеграции искусственного интеллекта в образовательную среду с учетом потребностей и опасений студентов. При этом оценки обучающихся гуманитарных и технических специальностей отличаются незначительно.
Обсуждение и заключение. Разработанные в рамках исследования теоретические и методические положения дополняют существующие подходы и инструментарии для анализа воздействия современных технологий на сферу образования. Полученные выводы могут быть использованы для руководства вузов и органов власти при формировании стратегий применения искусственного интеллекта в образовательном процессе. Результаты исследования будут полезны организаторам учебного процесса и методистам при применении искусственного интеллекта в составлении обучающих курсов с использованием личностно-ориентированного подхода и при разработке учебных планов.

Ключевые слова: персонализированное образование, генеративный искусственный интеллект, чат-боты, нейросети, система высшего образования, цифровая трансформация, ИИ в образовании, использование GPT в образовании

Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Поспелова Е.А., Горлачева Е.Н., Отоцкий П.Л. Применение генеративного искусственного интеллекта в персонализации образования: восприятие студентами гуманитарных и технических специальностей. Интеграция образования. 2025;29(4):734–752. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.734-752

Вклад авторов:
Е. А. Поспелова – формулирование целей и задач исследования; применение формальных методов для анализа данных исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; визуализация результатов исследования; написание черновика рукописи.
Е. Н. Горлачева – осуществление научно-исследовательского процесса; критический анализ черновика рукописи.
П. Л. Отоцкий – критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 24.04.2025;
одобрена после рецензирования 07.07.2025;
принята к публикации 14.07.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Rangel-De Lázaro G., Duart J.M. You Can Handle, You Can Teach It: Systematic Review on the Use of Extended Reality and Artificial Intelligence Technologies for Online Higher Education. Sustainability. 2023;15(4):3507. https://doi.org/10.3390/su15043507
  2. Crompton H., Burke D. Artificial Intelligence in Higher Education: The State of the Field. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20(1):22. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00392-8
  3. Del Gobbo E., Guarino A., Cafarelli B., Grilli L., Limone P. Automatic Evaluation of Open-Ended Questions for Online Learning. A Systematic Mapping. Studies in Educational Evaluation. 2023;77:101258. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2023.101258
  4. Wu R., Yu Zh. Do AI Chatbots Improve Students Learning Outcomes? Evidence from a Meta-Analysis. British Journal of Educational Technology. 2024;55(1):10–33. https://doi.org/10.1111/bjet.13334
  5. Awidi I.T. Comparing Expert Tutor Evaluation of Reflective Essays with Marking by Generative Artificial Intelligence (AI) Tool. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024;6:100226. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100226
  6. Chen Y., Jensen S., Albert L.J., Gupta S., Lee T. Artificial Intelligence (AI) Student Assistants in the Classroom: Designing Chatbots to Support Student Success. Information Systems Frontiers. 2023;25(1):161–182. https://doi.org/10.1007/s10796-022-10291-4
  7. Поспелова Е.А., Отоцкий П.Л., Горлачева Е.Н., Файзуллин Р.В. Генеративный искусственный интеллект в образовании: текущие тенденции и перспективы. Профессиональное образование и рынок труда. 2024;12(3):6–21. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.001
  8. Dergaa I., Chamari K., Zmijewski P., Ben Saad H. From Human Writing to Artificial Intelligence Generated Text: Examining the Prospects and Potential Threats of ChatGPT in Academic Writing. Biology of Sport. 2023;40(2):615–622. https://doi.org/10.5114/biolsport.2023.125623
  9. Bond M., Khosravi H., De Laat M., Bergdahl N., Negrea V., Oxley E., et al. A Meta Systematic Review of Artificial Intelligence in Higher Education: A Call for Increased Ethics, Collaboration, and Rigour. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2024;21:4. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00436-z
  10. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020;14(4):82–90. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.10
  11. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018;17(3):42–49. https://elibrary.ru/bifwrt
  12. Сагитова Р.Р. Индивидуальные образовательные маршруты как форма совершенствования самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Казанский педагогический журнал. 2016;(2–1):62–66. URL: https://kpedj.ru/upload/iblock/25b/fbqd6dwxln7asnomp90nfb6y49tcpk5x/kpj_2016_2_1.pdf (дата обращения: 16.04.2025).
  13. Колдаев В.Д. Методологические аспекты проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. Психологическая наука и образование. 2013;18(4):15–22. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2013_n4/66272 (дата обращения: 16.04.2025).
  14. Song J.S., Hua T.K., Awang M.M. Generic Digital Equity Model in Education: Mobile-Assisted Personalized Learning (MAPL) through e-Modules. Sustainability. 2021;13(19):11115. https://doi.org/10.3390/su131911115
  15. Shemshack A., Kinshuk, Spector J.M. A Comprehensive Analysis of Personalized Learning Components. Journal of Computers in Education. 2021;8:485–503. https://doi.org/10.1007/s40692-021-00188-7
  16. Помелов В.Б. Реформатор в области организации обучения Хелен Паркхерст и ее Дальтон-план. Историко-педагогический журнал. 2022;(3):58–70. URL: https://sciup.org/reformatorv-oblasti-organizacii-obuchenija-helen-parkhjorst-i-ejo-dalton-plan-140295973 (дата обращения: 16.04.2025).
  17. Тактарова А.В. Современные тенденции развития искусственного интеллекта в образовании и моделирующие его интеллектуальные системы. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024;(6):316–330. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2024-11098
  18. Yu H., Guo Y. Generative Artificial Intelligence Empowers Educational Reform: Current Status, Issues, and Prospects. Frontiers in Education. 2023;8:1183162. https://doi.org/10.3389/feduc.2023.1183162
  19. Alotaibi N.S., Alshehri A.H. Prospers and Obstacles in Using Artificial Intelligence in Saudi Arabia Higher Education Institutions–The Potential of AI-Based Learning Outcomes. Sustainability. 2023;15(13):10723. https://doi.org/10.3390/su151310723
  20. Bearman M., Ryan J., Ajjawi R. Discourses of Artificial Intelligence in Higher Education: A Critical Literature Review. Higher Education. 2023;86:369–385. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00937-2
  21. Chaka C. Fourth Industrial Revolution – A Review of Applications, Prospects, and Challenges for Artificial Intelligence, Robotics and Blockchain in Higher Education. Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2022;18:002. https://doi.org/10.58459/rptel.2023.18002
  22. Nikolopoulou K. Generative Artificial Intelligence in Higher Education: Exploring Ways of Harnessing Pedagogical Practices with the Assistance of ChatGPT. International Journal of Changes in Education. 2024;1(2):103–111. https://doi.org/10.47852/bonviewIJCE42022489
  23. My H.D.T., Tuan T.L., Dinh B.N., Huu S.N. AI-Integrated Personalized Learning for High School Students. World Journal of Engineering and Technology. 2025;13(2):147–165. https://doi.org/10.4236/wjet.2025.132010
  24. Cotton D.R., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and Cheating: Ensuring Academic Integrity in the Era of ChatGPT. Innovations in Education and Teaching International. 2023;61(2):228–239. https://doi.org/10.1080/14703297.2023.2190148
  25. Забелин Д.А., Плащевая Е.В., Ланина С.Ю. Диалоговый чат-бот ChatGPT в образовании: проблемы и возможности. Преподаватель XXI век. 2023;(4–1):94–102. https://elibrary.ru/xidlwu
  26. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. 2023;32(4):9–22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
  27. Pinto A.S., Abreu A., Costa E., Paiva J. How Machine Learning (ML) is Transforming Higher Education: A Systematic Literature Review. Journal of Information Systems Engineering and Management. 2023;8(2):21168. https://doi.org/10.55267/iadt.07.13227
  28. Faizullin R.V., Ototsky P.L., Gorlacheva E.N., Pospelova E.A., Kharitonova E.S. Assessing the Impact of Artificial Intelligence on Russian Labor Market Development Scenarios: Industry Analysis. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2025;18(1):170–189. https://doi.org/10.15838/esc.2025.1.97.10
  29. Отоцкий П.Л., Горлачева Е.Н., Поспелова Е.А., Файзуллин Р.В., Харитонова Е.С. Динамическая модель цифровых компетенций в контексте развития генеративного искусственного интеллекта. Мир психологии. 2024;(4):224–238. https://elibrary.ru/rsrmvn
  30. Сильчева А.Г., Ламзина А.В., Павлова Т.Л. Особенности использования текстовых и графических чат-ботов с искусственным интеллектом в преподавании английского языка. Перспективы науки и образования. 2023;(4):621–635. https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.38
  31. Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160–193. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-160-193
  32. Ананин Д.П., Комаров Р.В., Реморенко И.М. «Когда честно – хорошо, для имитации – плохо»: стратегии использования генеративного искусственного интеллекта в российском вузе. Высшее образование в России. 2025;34(2):31–50. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-31-50
  33. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Нарбут Н.П., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучении. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2024;24(2):335–353. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-335-353
  34. Barrett A., Pack A. Not Quite Eye to A.I.: Student and Teacher Perspectives on the Use of Generative Artificial Intelligence in the Writing Process. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20:59. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00427-0
  35. Кузнецов З.Ю. Использование искусственного интеллекта в профессиональной языковой подготовке студентов медицинского вуза. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024;12(1):34–45. https://doi.org/10.23888/humJ202412134-45
  36. Сысоев П.В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования. Высшее образование в России. 2025;34(2):51–71. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-51-71

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License