DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.684-697
EDN: https://elibrary.ru/wsglxs
УДК 159.9:373.5
Социальный и эмоциональный интеллект подростков, выполняющих разные роли в школьном буллинге
Ральникова Ирина Александровна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогического образования Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 61), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9411-8787, Scopus ID: 56748007600, Researcher ID: JBS-0646-2023, SPIN-код: 8683-2567, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Петухова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии и педагогического образования Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 61), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-8509-3215, Researcher ID: KAM-3095-2024, SPIN-код: 4524-3276, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кравченко Галина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дифференциальных уравнений Алтайского государственного университета (656049, Российская Федерация, г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 61), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9959-3296, Researcher ID: АЕН-2745-2022, SPIN-код: 5101-1057, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Школьный буллинг оказывает влияние на процесс обучения и воспитания современных подростков. Проблема школьной травли содержательно рассмотрена через призму психологии образования и педагогической психологии. Однако ее системное осмысление с позиции возникновения и функционирования буллинга, изучение особенностей социального и эмоционального интеллекта как факторов включения школьников в травлю сохраняют свою актуальность. Цель исследования – изучить особенности социального и эмоционального интеллекта у подростков с разными ролями в процессе буллинга.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 252 учащихся среднеобразовательных школ (53 % девочек и 47 % мальчиков) в возрасте 14–15 лет. Методика выявления «буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина) использовалась с целью обозначения ролей в буллинге, тестирование «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (В. Н. Куницына) – для определения характеристик социального интеллекта, опросник на эмоциональный интеллект (Д. В. Люсин) – для обнаружения представления подростков о своем эмоциональном интеллекте. Статистически значимые различия между выборками подростков устанавливались с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса.
Результаты исследования. Выявлены различия в социальном и эмоциональном интеллекте у подростков, выполняющих роли инициатора, жертвы, защитника, наблюдателя в школьной травле. Жертвы буллинга, по сравнению с инициаторами, защитниками и наблюдателями, более спонтанны и открыты в коммуникации, адаптированы к ситуациям общения и успешны в нем. Инициаторы, защитники, наблюдатели лучше, чем жертвы, способны распознавать и идентифицировать эмоции окружающих, понимать их причины, возможные следствия, а также управлять ими.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к педагогическому взаимодействию и оказанию психокоррекционной помощи участникам травли в зависимости от выполняемой ими роли, учитывая развитие социального и эмоционального интеллекта. Предложенные материалы могут оказаться полезными для педагогов, педагогов-психологов, психологов, социальных педагогов.
Ключевые слова: буллинг, роли в буллинге, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, подростковый возраст
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ральникова И.А., Петухова Е.А., Кравченко Г.В. Социальный и эмоциональный интеллект подростков, выполняющих разные роли в школьном буллинге. Интеграция образования. 2025;29(4):684–697. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.684-697
Вклад авторов:
И. А. Ральникова – формулирование целей и задач исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования; административное управление планированием и проведением исследования; лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.
Е. А. Петухова – формулирование целей и задач исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; разработка методологии исследования; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.
Г. В. Кравченко – формулирование целей и задач исследования; применение формальных методов для анализа данных исследования; проверка воспроизводимости результатов экспериментов и исследования в рамках основных или дополнительных задач работы; визуализация результатов исследования; критический анализ черновика рукописи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 11.06.2025;
одобрена после рецензирования 18.08.2025;
принята к публикации 25.08.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы. Вопросы образования. 2021;(4):220–242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
- Сухарев И.А. Эмоциональные предикторы виктимизации участников школьного буллинга. Научное мнение. 2022;(7–8):114–121. https://doi.org/10.25807/22224378_2022_7-8_114
- Левчук И.А. Обзор современных представлений о социальном интеллекте и социальной тревожности. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023;12(7А):54–62. https://elibrary.ru/kfhgdh
- Han Z.Y., Ye Z.Y., Zhong B.L. School Bullying and Mental Health among Adolescents: A Narrative Review. Translational Pediatrics. 2025;14(3):463–472. https://doi.org/10.21037/tp-2024-512
- Silvers J.A. Adolescence as a Pivotal Period for Emotion Regulation Development. Current Opinion in Psychology. 2022;44:258–263. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.09.023
- Stahel T., Moody Z., Darbellay F. Bullying in Adolescence: Social Influence and Student Relationships. Contemporary School Psychology. 2024;29:519–537. https://doi.org/10.1007/s40688-024-00517-4
- Megías-Robles А., Gutiérrez-Cobo M.J., Fernández-Berrocal P., Gómez-Leal R., Cabello R. The Development of Ability Emotional Intelligence during Adolescence. Personality and Individual Differences. 2024;224:112642. https://doi.org/10.1016/j.paid.2024.112642
- Vega А., Cabello R., Megías-Robles А., Gómez-Leal R., Fernández-Berrocal P. Emotional Intelligence and Aggressive Behaviors in Adolescents: A Systematic Review and Meta-Analysis. Trauma, Violence, and Abuse. 2022;23(4):1173–1183. https://doi.org/10.1177/1524838021991296
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013;10(3):149–159. URL: https://psy-journal.hse.ru/2013-10-3/91969743.html (дата обращения: 29.03.2025).
- Moody Z., Stahel T. School Bullying: Children and Adolescent Norms, Cultures and Identity Development. Frontiers in Education. 2025;10:1497681. https://doi.org/10.3389/feduc.2025.1497681
- Петросянц В.А. Психологические характеристики старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде. Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2010. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 29.03.2025).
- Нестерова А.А., Гришина Т.Г. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего под- росткового возраста со стороны сверстников. Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018;(3):97–114. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-3-97-114
- Sunehari, Singh R. Social Intelligence and Adolescent Peer Relationships: An Exploratory Study. International Journal of Indian Psychology. 2025;13(1):1173–1180. URL: https://ijip.in/articles/social-intelligence/ (дата обращения: 29.03.2025).
- Zych I., Farrington D.P., Ttofi M.M. Protective Factors against Bullying and Cyberbullying: A Systematic Review of Meta-Analyses. Aggression and Violent Behavior. 2019;45:4–19. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.06.008
- Бакулина Н.В. Взаимосвязь социально-психологических установок и социального интеллекта у молодежи. Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023;(4):159–164. https://elibrary.ru/gcphos
- Anish S., Sijohn K.J. Role of Social Intelligence in Shaping Self-Esteem: A Comparative Study of Adolescents with Internal and External Locus of Control. International Journal of Indian Psychology. 2024;12(4):2096–2116. URL: https://ijip.in/articles/social-intelligence-on-self-esteem/ (дата обращения: 29.03.2025).
- Mayer J.D., DiPaolo M., Salovey P. Perceiving Affective Content in Ambiguous Visual Stimuli: A Component of Emotional Intelligence. Journal of Personality Assessment. 1990;54(3–4):772–781. https://doi.org/10.1080/00223891.1990.9674037
- Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006;(4):3–22. URL: https://clck.ru/3PfJxP (дата обращения: 29.03.2025).
- Rueda P., Pérez-Romero N., Cerezo M.V., Fernández-Berrocal P. The Role of Emotional Intelligence in Adolescent Bullying: A Systematic Review. Psicologia Educativa. 2022;28(1):53–59. https://doi.org/10.5093/psed2021a29
- Бобченко Т.Г. Особенности эмоционального интеллекта склонных к виктимному поведению подростков. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2024;(59):50–57. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-50-57
- Степанова Е.Д. Отношение подростков к буллингу в школе. Комплексные исследования детства. 2022;4(4):311–319. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-311-319
- Романова Е.Н. Влияние эмоционально ориентированных компетенций на превенцию буллинга и кибербуллинга несовершеннолетнихв образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2020;(2):47–49. https://elibrary.ru/ajpycv

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Шаблон статьи
















