PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.666-683

EDN: https://elibrary.ru/xqoryc

УДК 373:616.7

 

Концептуальные основы организации специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Абкович Алла Яковлевна
кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множествен ными нарушениями развития Института коррекционной педагогики (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1791-8128, SPIN-код: 4999-6302, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Левченко Ирина Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией инклюзивного образования Московского городского педагогического университета (129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6456-0793, SPIN-код: 2489-3015, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Трансформация системы школьного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обусловленная изменениями в общественной жизни и законодательстве, происходит в ответ на социальный запрос к качеству и доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Однако отсутствуют исследования, направленные на изучение качественного своеобразия развития современных детей с двигательными нарушениями, их особых образовательных потребностей и условий, необходимых для успешного обучения. Цель исследования – разработать систему специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Материалы и методы. Методологической основой проектирования данной системы послужил комплексный анализ, включавший изучение специальной литературы по проблеме исследования, клинико-психолого-педагогических особенностей современной популяции детей с двигательной патологией (n = 842), их особых образовательных потребностей и результатов мониторинга специальных условий обучения, проведенного на основе анкетирования педагогов из 319 образовательных организаций. Особенности развития и особые потребности детей с двигательными нарушениями рассматривались с применением анализа медицинских данных, психолого-педагогического эксперимента, наблюдения, беседы, методов математической и описательной статистики.
Результаты исследования. Разработаны концептуальные основы системы специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, целью организации которой является повышение качества и доступности общего образования обучающихся за счет создания оптимальных условий для их развития, обучения и социальной адаптации. Концептуальную основу составляют гуманистический, системный, комплексный, уровневый, индивидуально-ориентированный и субъект-субъектный подходы. Система специальных условий базируется на вариативных образовательных потребностях школьников, которые определяются исходя из их индивидуально-типологических особенностей, и обеспечивает их уровневую организацию в образовательных учреждениях (базовый, расширенный и оптимальный уровни). Каждый из уровней соответствует готовности школы к обучению и реализации особых образовательных потребностей определенной группы школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Обсуждение и заключение. В результате исследования представлена уровневая система организации специальных условий для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предложен подход, при котором готовность школы к обучению детей с двигательными нарушениями рассматривается как реальная характеристика готовности к обучению детей с двигательной патологией, определяемая с учетом особых образовательных потребностей отдельных учеников конкретной школы. Материалы статьи содержат новые данные о феноменологии и структуре особых образовательных потребностей школьников с двигательными нарушениями и подходах к их реализации и будут полезны исследователям и педагогам-практикам в области специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, общее образование, школьное обучение, особые образовательные потребности, специальные образовательные условия

Финансирование: исследование выполнено в Институте коррекционной педагогики в рамках научно-исследовательской работы по теме «Современные методологические основы общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (государственное задание № 073-00070-24-01, 2024 г.).

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за ценные замечания и предложения по улучшению качества статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Абкович А.Я., Левченко И.Ю. Концептуальные основы организации специальных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интеграция образования. 2025;29(4):666–683. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.666-683

Вклад авторов:
А. Я. Абкович – формулирование целей и задач исследования; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; визуализация результатов исследования и полученных данных; написание черновика рукописи.
И. Ю. Левченко – наставничество в процессе планирования и проведения исследования; критический анализ черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 01.03.2025;
одобрена после рецензирования 29.05.2025;
принята к публикации 05.06.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абкович А.Я., Хохлова А.Ю. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с двигательной патологией в структуре тяжелых множественных нарушений развития. Дефектология. 2023;(1):31–43. https://elibrary.ru/dtpxet
  2. AL-Nemr A. Synergistic Effect of Functional Strength Training and Cognitive Intervention on Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy. Applied Neuropsychology: Child. 2022;13(3):246–255. https://doi.org/10.1080/21622965.2022.2159408
  3. Basoya S., Kumar S., Wanjari A. Cerebral Palsy: A Narrative Review on Childhood Disorder. Cureus. 2023;15(11):e49050. https://doi.org/10.7759/cureus.49050
  4. Sadowska M., Sarecka-Hujar B., Kopyta I. Cerebral Palsy: Current Opinions on Definition, Epidemiology, Risk Factors, Classification and Treatment Options. Neuropsychiatric Disease and Treatment. 2020;16:1505–1518. https://doi.org/10.2147/NDT.S235165
  5. Uhre C.F., Caspersen I.D., Lose C., Rackauskaite G., Robotham R., Hoei-Hansen C.E. Cognitive Functioning in Children and Adolescents with Cerebral Palsy: Protocol for the Danish CPCog-Youth Study. BMC Pediatrics. 2024;24:836. https://doi.org/10.1186/s12887-024-05305-w
  6. Абкович А.Я., Переверзева Е.Е. Психолого-педагогическое изучение особенностей развития подростков с мышечной дистрофией Дюшенна. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023;(1):20–33. https://elibrary.ru/hxehlb
  7. Алехина С.В. Профессиональная позиция педагога-психолога в проектировании инклюзивной образовательной среды. Вестник практической психологии образования. 2024;21(1):162–171. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210113
  8. Болотова Н.П. Непрерывная система комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагогика и психология образования. 2020;(4):11–23. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-4-11-23
  9. Миронова М.В., Смолина Н.С., Новгородцева А.Н. Инклюзивное образование в школе: противоречия и проблемы организации доступной среды (на примере школ Российской Федерации). Перспективы науки и образования. 2019;(6):349–359. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.29
  10. Hemmingson H., Borell L. Environmental Barriers in Mainstream Schools. Child: Care, Health and Development. 2002;28(1):57–63. https://doi.org/10.1046/j.1365-2214.2002.00240.x
  11. Rachmadani F., Murtiningsih S., Maharani S.D. Inclusive Education for Children with Cerebral Palsy: A Comment on Dilemma Incoherence between Policy and Practice. International Journal of Learning and Teaching. 2021;7(2):82–89. https://doi.org/10.18178/ijlt.7.2.82-89
  12. Богданова О.В. К вопросу о доступности младшим школьникам с тяжелыми двигательными нарушениями действий в учебном процессе. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2024;(8–2):85–89. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/2/2024/№08/2/88f552e0-371c-446c-b314-7b5de06baf09 (дата обращения: 20.02.2025).
  13. Critten V., Campbell E., Farran E., Messer D. Visual Perception, Visual-Spatial Cognition and Mathematics: Associations and Predictions in Children with Cerebral Palsy. Research in Developmental Disabilities. 2018;80:180–191. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2018.06.007
  14. Крутякова Е.Н., Абкович А.Я., Свисткова В.В. Структура речевых нарушений у подростков с двигательной патологией. Дефектология. 2024;(5):47–56. https://elibrary.ru/fjqebs
  15. Pedersen S.V., Wiingreen R., Hansen B.M., Greisen G., Larsen M.L., Hoei-Hansen C.E. Children in Denmark with Cerebral Palsy Rarely Complete Elementary School. Developmental Medicine Child Neurology. 2023;65(10):1387–1394. https://doi.org/10.1111/dmcn.15589
  16. Wotherspoon J., Whittingham K., Sheffield J., Boyd R.N. Cognition and Learning Difficulties in a Representative Sample of School-Aged Children with Cerebral Palsy. Research in Developmental Disabilities. 2023;138:104504. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2023.104504
  17. Jarl J., Alriksson-Schmidt A. School Outcomes of Adolescents with Cerebral Palsy in Sweden. Developmental Medicine Child Neurology. 2021;63(4):429–435. https://doi.org/10.1111/dmcn.14769
  18. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Титова О.В., Гусейнова А.А. Организационно-методические условия получения основного общего образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019;(8):34–40. https://elibrary.ru/wblacv
  19. Гусейнова А.А. Специфика работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках «Технология». Коррекционная педагогика: теория и практика. 2023;(3):28–34. https://elibrary.ru/lyowly
  20. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Салтыкова Е.А. Проблемы реализации учебного предмета «Технология» в условиях инклюзивного начального общего образования. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024;(4):4–13. https://elibrary.ru/jvxxyi
  21. Богданова О.В. Дифференцированный подход к внедрению ассистивных средств в обучение школьников с тяжелыми двигательными нарушениями. Дефектология. 2024;(4):15–23. https://elibrary.ru/uohfsw
  22. Гусейнова А.А. Использование ассистивного оборудования в обучении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специальное образование. 2022;(2):46–54. URL: https://specobr.ru/archive/2022/2/ispolzovanie-assistivnogo-oborudovaniya-v-obuchenii-detej-s-narusheniyamioporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 21.02.2025).
  23. Соловьева Т.А., Абкович А.Я. К вопросу об оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023;(8):7–18. https://elibrary.ru/iolxeh
  24. Истомина Е.В. Специфика организации профессионального ориентирования подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного общего образования. Человеческий капитал. 2025;(1):67–76. https://doi.org/10.25629/HC.2025.01.07
  25. Jaster M., Schneider J., Metz C., Walch E., Kaindl A.M. Relationship between Cerebral Palsy Severity and Cognition, Aids and Education. Minerva Pediatrics. 2024;76(6):728–734. https://doi.org/10.23736/S2724-5276.22.06357-1
  26. Bumin G., Akyalcin S., Gurlek S., Akyurek G. Comparison of Participation in Out-of-School Activities, Activity Preferences and Quality of Life of Children with Cerebral Palsy and Typical Development. Developmental Neurorehabilitation. 2024;27(8):289–297. https://doi.org/10.1080/17518423.2024.2410173
  27. Graham L.J., Tancredi H., Willis J., McGraw K. Designing out Barriers to Student Access and Participation in Secondary School Assessment. The Australian Educational Researcher. 2018;45:103–124. https://doi.org/10.1007/s13384-018-0266-y
  28. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации. Психологическая наука и образование. 2022;27(5):69–84. https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
  29. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Динамика развития специальных условий в профессиональных образовательных организациях. Вестник МГПУ. Сер. «Педагогика и психология». 2024;18(3):91–104. URL: https://pedpsyjournal.mgpu.ru/2024/08/28/dinamika-razvitiya-speczialnyhuslovij-v-professionalnyh-obrazovatelnyh-organizacziyah/ (дата обращения: 21.02.2025).
  30. Абкович А.Я., Левченко И.Ю. Сравнительный анализ готовности образовательных организа-ий разного типа к обучению школьников с церебральным параличом. Стандарты и мониторинг в образовании. 2015;3(4):14–27. https://doi.org/10.12737/12925

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License