DOI: 10.15507/1991-9468.029.202504.645-665
EDN: https://elibrary.ru/ygyfwu
УДК 37.014.3(510):81`42(049.5)
Институциональный ответ на реформы высшего образования в Китае: контент-анализ и экспертный опрос
Сериккалиева Ажар Ермековна
доктор философии, доцент Школы трансформативных гуманитарных наук и образования Института международных отношений Алматы Менеджмент Университет (050060, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Розыбакиева, д. 227), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3704-5969, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Су Цзяин
докторант кафедры китаеведения РГП на ПХВ Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-9356-1778, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Надирова Гульнар Ермуратовна
доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Университета Ахмеда Ясави (050004, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Маметовой, д. 48), профессор кафедры Ближнего Востока и Южной Азии РГП на ПХВ Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7837-2598, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Свойкин Константин Бертольдович
доктор филологических наук, заведующий кафедрой английской филологии МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3484-612X, SPIN-код: 8861-3727, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Глобальная конкуренция побуждает правительства многих стран проводить масштабные реформы для повышения конкурентоспособности своих вузов. В ответ Китай реализует долгосрочные программы достижения академического превосходства, отражающие уникальную модель модернизации образования. Несмотря на значительное количество работ по проблемам реформ, их восприятие китайским университетским сообществом изучено недостаточно. Цель исследования – на основе анализа документов и экспертных позиций изучить восприятие образовательных реформ преподавателями и администрацией вузов.
Материалы и методы. В рамках исследования было проведено анкетирование 68 экспертов – представителей университетов, педагогических колледжей, школ и образовательных учреждений разных уровней, в том числе из центральных и региональных организаций системы высшего образования Китая. Углубленная интерпретация полученных результатов и проверка выявленных тенденций были осуществлены посредством анализа нормативно-правовых актов и программных выступлений высшего руководства Китайской Народной Республики, посвященных развитию высшего образования. Контент-анализ позволил проследить изменения риторики в официальных документах разных лет. Эмпирические данные сопоставлены с результатами контент-анализа, что обеспечило целостность и обоснованность исследовательских выводов.
Результаты исследования. Экспертный опрос подтвердил соответствие многих приоритетов государственных программ фактическим изменениям в вузах. Преподаватели и управленцы демонстрируют в целом позитивную оценку реализованных реформ. Выявлены ключевые факторы успеха: системная реализация государственных планов, строгий контроль качества образования, развитие инфраструктуры университетов по всей стране. Отмечается значимость среди респондентов целевого правительственного финансирования ведущих вузов и сотрудничество университетов с корпорациями. Среди практических приоритетов изменений эксперты выделили внедрение инновационных образовательных технологий, развитие практико-ориентированных программ и расширение международного сотрудничества на институциональном уровне. Демонстрируется эволюция целей реформ: от ориентации на зарубежные образцы и интернационализацию к акценту на собственные научные школы и идеологическое оформление образования как национальной парадигмы.
Обсуждение и заключение. Китайский опыт модернизации высшей школы представляет собой уникальную модель, сочетающую стратегические цели достижения мирового научного превосходства с сохранением национальной идентичности и жестким централизованным управлением. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие понимания институциональных механизмов адаптации университетов к государственным реформам в сфере высшего образования Китая.
Ключевые слова: образовательные реформы Китая, китайские университеты, академическое превосходство, экспертный опрос, контент-анализ, международная конкурентоспособность
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации гранта Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан № BR21882373 «Разработка научно-методологических и концептуальных основ реализации инициативы академического превосходства в сфере высшего образования и науки Казахстана», выполняемом в Алматы Менеджмент Университете (2023–2025 гг.).
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Сериккалиева А.Е., Су Ц., Надирова Г.Е., Свойкин К.Б. Институциональный ответ на реформы высшего образования в Китае: контент-анализ и экспертный опрос. Интеграция образования. 2025;29(4):645–665. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202504.645-665
Вклад авторов:
А. Е. Сериккалиева – лидерство и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования.
Ц. Су – административное управление планированием и проведением исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; применение формальных методов для анализа данных исследования; проверка воспроизводимости результатов исследования.
Г. Е. Надирова – формулирование целей и задач исследования; разработка методологии исследования; применение формальных методов для анализа данных исследования; проверка воспроизводимости результатов исследования.
К. Б. Свойкин – разработка методологии исследования; применение формальных методов для анализа данных исследования; критический анализ черновика рукописи.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 18.06.2025;
одобрена после рецензирования 25.09.2025;
принята к публикации 02.10.2025.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Huang F. Internationalization of Curricula in Higher Education Institutions in Comparative Perspectives: Case Studies of China, Japan, and the Netherlands. Higher Education. 2006;51(4):521–539. https://doi.org/10.1007/s10734-004-2015-6
- Wu H. Three Dimensions of China’s “Outward-Oriented” Higher Education Internationalization. Higher Education. 2019;77:81–96. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0262-1
- Velasco J.C. China’s Soft Power Strategy: Education as an Apparatus of Influence in Southeast Asia. Chinese Studies Journal. 2022;16:71–93. Available at: https://www.chinesestudiesjournal.org/volumes/volume-16-2022/chinas-soft-power-strategy-education-as-an-apparatus-of-influence-in-sea (accessed 30.04.2025).
- Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. Journal of Studies in International Education. 2007;11(3–4):290–305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542
- Huang F. Policy and Practice of the Internationalization of Higher Education in China. Journal of Studies in International Education. 2003;7(3):225–240. https://doi.org/10.1177/1028315303254430
- Kang O. Higher Education Reform in China Today. Policy Futures in Education. 2004;2(1):141–149. https://doi.org/10.2304/pfie.2004.2.1.4
- Li X., Roberts J., Yan Y., Tan H. Knowledge Sharing in China–UK Higher Education Alliances. International Business Review. 2014;23(2):343–355. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2013.05.001
- White M.D., Marsh E.E. Content Analysis: A Flexible Methodology. Library Trends. 2006;55(1):22–45. https://doi.org/10.1353/lib.2006.0053
- Singh M., Saini M., Adebayo S.O. Singh M., Kaur M. Comparative Analysis of Education Policies: A Study on Analyzing the Evolutionary Changes and Technical Advancement in the Education System. Education and Information Technologies. 2022;28:7461–7486. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11494-7
- Ahlers A.L., Christmann-Budian S. The Politics of University Rankings in China. Higher Education. 2023;86:751–770. https://doi.org/10.1007/s10734-023-01014-y
- Bihu R. Questionnaire Survey Methodology in Educational and Social Science Studies. International Journal of Quantitative and Qualitative Research Methods. 2021;9(3):40–60. Available at: https://eajournals.org/ijqqrm/vol-9-issue-3-2021/questionnaire-survey-methodology-in-educational-and-social-science-studies/ (accessed 30.04.2025).
- Artino A.R., La Rochelle J.S., Dezee K.J., Gehlbach H. Developing Questionnaires for Educational Research: AMEE Guide No. 87. Medical Teacher. 2014;36(6):463–474. https://doi.org/10.3109/0142159X.2014.889814
- Donetskaya S.S., Zhan Y. Internationalization of Higher Education in China: Modern Trends. Higher Education in Russia. 2019;28(6):63–74. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-63-74
- Hartley K., Jarvis D.S.L. Let Nine Universities Blossom: Opportunities and Constraints on the Development of Higher Education in China. Higher Education Research & Development. 2022;41(5):1542–1556. https://doi.org/10.1080/07294360.2021.1915963
- Liu Q., Turner D., Jing X. The “Double First-Class Initiative” in China: Background, Implementation, and Potential Problems. Beijing International Review of Education. 2019;1(1):92–108. https://doi.org/10.1163/25902547-00101009
- Zhang C., Fagan C. Examining the Role of Ideological and Political Education on University Students’ Civic Perceptions and Civic Participation in Mainland China: Some Hints from Contemporary Citizenship Theory. Citizenship, Social and Economics Education. 2016;15(2):117–142. https://doi.org/10.1177/2047173416681170

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Шаблон статьи
















