PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202503.542-554

EDN: https://elibrary.ru/iigbxy

УДК 008(510)

 

Описание культурного шока китайскими студентами, обучающимися в России: качественный и количественный анализ

Рюмшина Любовь Ивановна
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Южного федерального университета (344006, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2228-8140, Scopus ID: 6506836314, SPIN-код: 7027-4206, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

де Оливейра Диего Лейте
доктор лингвистики, доцент факультета искусств Федерального университета Рио-де-Жанейро (21941-917, Бразилия, г. Рио-де-Жанейро, ул. Орасио Маседа, д. 2151), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0601-4131, Scopus ID: 55138232900, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Рост числа студентов, получающих образование за рубежом, оказывает влияние на экономику, а изучение их социокультурной адаптации, в том числе и культурного шока как ее неотъемлемой части, актуализируется в результате стремления стран повысить свою конкурентоспособность для привлечения иностранных обучающихся. Однако проблемы, вызывающие культурный шок в неанглоязычных странах, в том числе проявление культурного шока у азиатских студентов, не получили должного внимания со стороны ученых. Цель исследования – изучить культурный шок среди китайских студентов, обучающихся в России.
Материалы и методы. Осуществлен качественно-количественный анализ описаний культурного шока 82 китайскими студентами, обучающимися в российском университете. Независимость между переменными, а также их связь проверялась путем обработки результатов на основе программы «R» с проведением теста хи-квадрат, теста Крамера V. Статистическая значимость внутри групп и между ними измерялась с помощью биномиального теста, z-критерия и дисперсионного анализа (ANOVA).
Результаты исследования. Уровень выраженности культурного шока меняется в зависимости от времени пребывания обучающихся в иной культуре. Описания студентов, испытавших культурный шок, отличаются простотой и конкретностью изложения проблемы. Характеристики ситуаций, вызвавших низкий культурный шок, являются формальными, отражают распространенные мнения и стереотипы, а также неуверенность в социокультурной адаптации.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование расширяет и конкретизирует представление о культурном шоке. Подтверждается зависимость культурного шока от времени пребывания иностранных студентов в другой стране, а также его неоднозначная оценка. Несмотря на то, что исследование основывалось на позициях китайских студентов, достигнутые результаты могут быть приняты во внимание при изучении социокультурной адаптации обучающихся различных национальностей.

Ключевые слова: культурный шок, социокультурная адаптация, иностранные студенты, китайские респонденты, описание ситуаций

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам за конструктивные замечания и рекомендации по доработке статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рюмшина Л.И., де Оливейра Д.Л. Описание культурного шока китайскими студентами, обучающимися в России: качественный и количественный анализ. Интеграция образования. 2025;29(3):542–554. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202503.542-554

Вклад авторов:
Л. И. Рюмшина – формулирование замысла исследования; разработка методологии исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; создание и подготовка рукописи.
Д. Л. де Оливейра – формулирование целей и задач; создание и подготовка рукописи; применение формальных методов для анализа данных исследования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 10.05.2025;
одобрена после рецензирования 11.07.2025;
принята к публикации 18.07.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Sussman N.M. The Dynamic Nature of Cultural Identity Throughout Cultural Transitions: Why Home is Not so Sweet. Personality and Social Psychology Review. 2000;4(4):355–373. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0404_5
  2. Tkachenko E.A. “Cultural Shock” in the Process of Adaptation of Foreign Medical Students in the Professional Environment of Russian Universities. Society: Philosophy, History, Culture. 2024;(10):138–144. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.24158/fik.2024.10.19
  3. Alkubaidi M., Alzhrani N. “We Are Back”: Reverse Culture Shock Among Saudi Scholars After Doctoral Study Abroad. SAGE Open. 2020;10(4). https://doi.org/10.1177/2158244020970555
  4. Geeraert N., Demoulin S. Acculturative Stress or Resilience? A Longitudinal Multilevel Analysis of Sojourners’ Stress and Self-Esteem. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013;44(8):1241–1262. https://doi.org/10.1177/0022022113478656
  5. Guang X., Charoensukmongkol P. The Effects of Cultural Intelligence on Leadership Performance among Chinese Expatriates Working in Thailand. Asian Business & Management. 2022;21(1):106–128. https://doi.org/10.1057/s41291-020-00112-4
  6. Moufakkir O. Culture Shock, What Culture Shock? Conceptualizing Culture Unrest in Intercultural Tourism and Assessing Its Effect on Tourists’ Perceptions and Travel Propensity. Tourist Studies. 2013;13(3):322–340. https://doi.org/10.1177/1468797613498166
  7. Setti I., Sommovigo V., Argentero P. Enhancing Expatriates Assignments Success: The Relationships between Cultural Intelligence, Cross-Cultural Adaptation and Performance. Current Psychology. 2020;41:4291–4311. https://doi.org/10.1007/s12144-020-00931-w
  8. Romanovskaia O.E., Ilina D.M. Social and Cultural Adaptation of Foreign Students in a Russian University in the Context of Academic Mobility. Volga Region Pedagogical Search. 2019;(2):62–68. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68
  9. Huang H., Liu H., Huang X., Ding Y. Simulated Home: An Effective Cross-Cultural Adjustment Model for Chinese Expatriates. Employee Relations: The International Journal. 2020;42(4):1017–1042. https://doi.org/10.1108/ER-09-2019-0378
  10. Mumtaz S., Nadeem S. Understanding the Integration of Psychological and Socio-Cultural Factors in Adjustment of Expatriates: An AUM Process Model. Sage Open. 2022;12(1). https://doi.org/10.1177/21582440221079638
  11. Bierwiaczonek K., Waldzus S. Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates, International Students, and Migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2016;47(6):767–817. https://doi.org/10.1177/0022022116644526
  12. Tang L., Zhang C. Global Research on International Students Intercultural Adaptation in a Foreign Context: A Visualized Bibliometric Analysis of the Scientific Landscape. SAGE Open. 2023;13(4). https://doi.org/10.1177/21582440231218849
  13. Oduwaye O., Kiraz A., Sorakin Y. A Trend Analysis of the Challenges of International Students Over 21 Years. SAGE Open. 2023;13(4). https://doi.org/10.1177/21582440231210387
  14. do Amaral C.C.B., Romani-Dias M., Walchhutter S. International Brazilian Students: Motivators, Barriers, and Facilitators in Higher Education. SAGE Open. 2022;12(1). https://doi.org/10.1177/21582440221088022
  15. Yilmaz K., Temizkan V. The Effects of Educational Service Quality and Socio-Cultural Adaptation Difficulties on International Students Higher Education Satisfaction. SAGE Open. 2022;12(1). https://doi.org/10.1177/21582440221078316
  16. Marinenko O.P. International Students Need for University Support. Integration of Education. 2024;28(3):334–346. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.334-346
  17. Ryumshina L.I. Socio-Cultural Adaptation of Students to Education Abroad: The Approach of Russian and Foreign Psychologists. Psychology. Historical-Critical Reviews and Current Researches. 2023;12(8A):111–118. (In Russ., abstract in Eng.) https://elibrary.ru/jvbdqd
  18. Novikova S.V., Zaydullin S.S., Valitova N.L., Kremleva E.S. Difficulties in the Implementation of International Academic Mobility Programs: Students Stance. Russian-German Experience in Solving Problems in the Context of the COVID-19 Pandemic. Integration of Education. 2023;27(1):10–32. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15507/1991-9468.110.027.202301.010-032
  19. Volkov Yu.A., Bashеrov O.I., Yashina Yu.V., Savelieva M.N. Problems of Adaptation of International Students in a New Academic Environment: Cultural, Academic and Psychological Aspects. Education Management Review. 2024;14(10–1):180–190. Available at: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1769?articlesBySameAuthorPage=4 (accessed 28.03.2025).
  20. Dovchin S. The Psychological Damages of Linguistic Racism and International Students in Australia. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2020;23(7):804–818. https://doi.org/10.1080/13670050.2020.1759504
  21. Brazhnik L.M., Galiev L.M., Galiullin R.R., Tarasov A.M., Shakirova L.R. Ethnooriented Methods of Teaching Russian as a Foreign Language to Arabic-Speaking Students. Journal of Pedagogical Innovations. 2023;(2):113–123. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.11
  22. Kuznetsova O.V., Deriugin P.P., Kremnyov E.V. Social Adaptation of Chinese Students in Russia as a Managerial Problem. Research Result. Sociology and Management. 2024;10(3):150–167. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-0
  23. Shah A.A., Lopes A., Kareem L. Challenges Faced by International Students at Kwantlen Polytechnic University. International Journal of Multidisciplinary Perspectives in Higher Education. 2019;4(1):111–135. https://doi.org/10.32674/jimphe.v4i1.1408
  24. Gebru M.S., Yuksel-Kaptanoglu I. Adaptation Challenges for International Students in Turkey. Open Journal of Social Sciences. 2020;8(9):262–278. https://doi.org/10.4236/jss.2020.89021
  25. Pyvis D., Chapman A. Culture Shock and the International Student ‘Offshore’. Journal of Research in International Education. 2005;4(1):23–42. https://doi.org/10.1177/1475240905050289
  26. Triyanto. The Academic Motivation of Papuan Students in Sebelas Maret University, Indonesia. Sage Open. 2019;9(1). https://doi.org/10.1177/2158244018823449
  27. Raspaeva G.D., Markus A.M., Yaroslavova E.N. Socio-Cultural Adaptation of International Students at a Russian University: A Communicative Aspect. Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Educational Sciences. 2022;14(1):76–87. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.14529/ped220108
  28. Dunlop W.L., Westberg D.W. On Stories, Conceptual Space, and Physical Place: Considering the Function and Features of Stories Throughout the Narrative Ecology. Personality Science. 2022;3(1). https://doi.org/10.5964/ps.7337
  29. Proshkova Z.V., Yeremenko Y.Y. Parental View of Online Schools: Internet Forum Analysis. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies. 2024;15(3). (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.15862/16SCSK324
  30. Terkourafi M. Coming to Grips with Variation in Sociocultural Interpretations: Methodological Considerations. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2019;50(10):1198–1215. https://doi.org/10.1177/0022022119871634
  31. Tareva E.G., Dorokhova A.M. Present-Day Intercultural Discourse: Focus on Teaching Languages. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education. 2024;(1):124–135. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09
  32. Simmons R.A., Gordon P.C., Chambless D.L. Pronouns in Marital Interaction: What Do “You” and “I” Say About Marital Health? Psychological Science. 2005;16(12):932–936. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2005.01639.x
  33. Markovizky G., Samid Y. The Process of Immigrant Adjustment: The Role of Time in Determining Psychological Adjustment. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2008;39(6):782–798. https://doi.org/10.1177/0022022108323790
  34. North R.J., Meyerson R.L., Brown D.N., Holahan C.J. The Language of Psychological Change: Decoding an Expressive Writing Paradigm. Journal of Language and Social Psychology. 2013;32(2):142–161. https://doi.org/10.1177/0261927X12456381
  35. Uz I. Individualism and First Person Pronoun Use in Written Texts Across Languages. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014;45(10):1671–1678. https://doi.org/10.1177/0022022114550481
  36. Hamamura T., Xu Y. Changes in Chinese Culture as Examined through Changes in Personal Pronoun Usage. Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015;46(7):930–941. https://doi.org/10.1177/0022022115592968

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License