PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.339-354

EDN: https://elibrary.ru/pjjwaa

УДК 373.2

 

Проектная деятельность как средство социально-эмоционального развития дошкольников

Плотникова Валерия Андреевна
научный сотрудник Лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), аспирант факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1092-3290, Scopus ID: 58134634700, Researcher ID: IWE-4026-2023, SPIN-код: 1062-7290, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веракса Александр Николаевич
доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), заведующий лабораторией Психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, Scopus ID: 15770369700, Researcher ID: H-9298-2012, SPIN-код: 9953-2754, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Веракса Николай Евгеньевич
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-7319, Scopus ID: 43061607700, Researcher ID: U-2976-2017, SPIN-код: 9770-0787, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Николаева Наталия Сергеевна
студент кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-6636-8737, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Социально-эмоциональное развитие в дошкольном возрасте выступает значимым предиктором академической и социальной успешности в школе. В связи с этим разработка эффективных педагогических технологий для данной возрастной группы представляет собой актуальный приоритет современной системы образования. Несмотря на распространенность проектной деятельности в детских садах как образовательной технологии, недостаточно информации об особенностях влияния разных видов проектной деятельности на социально-эмоциональное развитие детей. Цель исследования – проанализировать специфику используемых культурных средств в проектной деятельности, сравнить эффективность исследовательской и творческой проектной деятельности для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 82 ребенка в возрасте 5–6 лет. На претесте осуществлена оценка социально-эмоционального развития: диагностика понимания эмоций с помощью русскоязычной версии теста «Test of Emotion Comprehension» и социальной компетентности с применением опросника для воспитателей «SCBE-30», включающего шкалы «Социальная компетентность», «Тревога-отстранение», «Гнев-агрессия». Уровень развития регуляторных функций в качестве контрольной переменной анализировался при помощи субтестов NEPSY-II. Участники были распределены на три группы: исследовательский проект, творческий проект и контрольная группа. В экспериментальных группах проведено 22 проектных занятия. После их завершения выполнен пост-тест аналогичный пре-тесту.
Результаты исследования. Среди дошкольников, участвовавших в творческом проекте с превалированием символических средств, отмечается снижение тревожности и отстраненности. Творческая проектная деятельность оказалась эффективной для детей с низким уровнем регуляторных функций. У участников исследовательского проекта с преобладанием знаковых средств наблюдается уменьшение уровня агрессии. Для понимания эмоций и социальной компетентности значимых изменений не зафиксировано.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты подтверждают значимость типа используемых культурных средств в детской деятельности для социально-эмоционального развития дошкольников и впервые показывают различия в применении исследовательской и творческой проектной деятельности. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольного образования для фасилитации социально-эмоционального развития, в частности для коррекции деструктивного поведения.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, проектная деятельность, социально-эмоциональное развитие, регуляторные функции, контроль деструктивного поведения

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда № 23-18-00506.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Плотникова В.А., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Николаева Н.С. Проектная деятельность как средство социально-эмоционального развития дошкольников. Интеграция образования. 2025;29(2):339–354. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.339-354

Вклад авторов:
В. А. Плотникова – осуществление научно-исследовательского процесса; применение формальных методов для анализа данных исследования; написание черновика рукописи.
А. Н. Веракса – формулирование замысла исследования; критический анализ черновика рукописи.
Н. Е. Веракса – формулирование целей и задач исследования; критический анализ черновика рукописи.
Н. С. Николаева – применение формальных методов для анализа данных исследования; написание черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 31.08.2024;
одобрена после рецензирования 30.10.2024;
принята к публикации 07.11.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. LaFreniere P., Masataka N., Butovskaya M., Chen Q., Auxiliadora Dessen M., Atwanger K., et al. Cross-Cultural Analysis of Social Competence and Behavior Problems in Preschoolers. Early Education and Development. 2002;13(2):201–220. https://doi.org/10.1207/s15566935eed1302_6
  2. O’Toole S.E., Monks C.P., Tsermentseli S. Executive Function and Theory of Mind as Predictors of Aggressive and Prosocial Behavior and Peer Acceptance in Early Childhood. Social Development. 2017;26(4):907–920. https://doi.org/10.1111/sode.12231
  3. Magdalena S.M. Social and Emotional Competence-Predictors of School Adjustment. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013;76:29–33. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.068
  4. Darling-Churchill K.E., Lippman L. Early Childhood Social and Emotional Development: Advancing the Field of Measurement. Journal of Applied Developmental Psychology. 2016;45:1–7. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.02.002
  5. Mahoney J.L., Weissberg R.P., Greenberg M.T., Dusenbury L., Jagers R.J., Niemi K., et al. Systemic Social and Emotional Learning: Promoting Educational Success for All Preschool to High School Students. American Psychologist. 2021;76(7):1128–1142. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000701
  6. de Moraes M.C. Teaching in the Light of Activity Theory Applied to Preschool: Reflections on Brazilian Practice. Psychology in Russia: State of the Art. 2023;16(3):74–87. http://doi.org/10.11621/pir.2023.0306
  7. Riggs N.R., Jahromi L.B., Razza R.P., Dillworth-Bart J.E., Mueller U. Executive Function and the Promotion of Social–Emotional Competence. Journal of Applied Developmental Psychology. 2006;27(4):300–309. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2006.04.002
  8. Robson D.A., Allen M.S., Howard S.J. Self-Regulation in Childhood as a Predictor of Future Outcomes: A Meta-Analytic Review. Psychological Bulletin. 2020;146(4):324–354. https://doi.org/10.1037/bul0000227
  9. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variab­le Analysis. Cognitive Psychology. 2000;41(1):49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
  10. Diamond A. Executive Functions. Annual Review of Psychology. 2012;64:135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
  11. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду. Современное дошкольное образование. 2008;(2):16–20. URL: https://sdo-journal.ru/journal/articles/veraksa-n-e-veraksa-a-n-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu/ (дата обращения: 31.07.2024).
  12. Плотникова В.А., Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Психологическое развитие дошкольников в проектной деятельности: обзор эмпирических исследований. Интеграция образования. 2023;27(4):611–629. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.611-629
  13. Veraksa A.N., Sidneva A.N., Aslanova M.S., Plotnikova V.A. Effectiveness of Different Teaching Resources for Forming the Concept of Magnitude in Older Preschoolers with Varied Levels of Exe­cutive Functions. Psychology in Russia: State of the Art. 2022;15(4):62–82. http://doi.org/10.11621/pir.2022.0405
  14. Ebrahimi T., Aslipoor A., Khosrojavid M. The Effect of Group Play Therapy on Aggressive Behaviors and Social Skills in Preschool Children. Journal of Child Mental Health. 2019;6(2):40–52. http://dx.doi.org/10.29252/jcmh.6.2.5
  15. Hoffmann J., Russ S. Pretend Play, Creativity, and Emotion Regulation in Children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2012;6(2):175–184. https://doi.org/10.1037/a0026299
  16. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий. Образование и наука. 2017;(4):184–200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-184-200
  17. Fleer M. Veresov N., Walker S. Re-Conceptualizing Executive Functions as Social Activity in Children’s Playworlds. Learning, Culture and Social Interaction. 2017;14:1–11. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2017.04.003
  18. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психолого-педагогические исследования. 2013;5(3):92–98. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62459 (дата обращения: 31.07.2024).
  19. Lillard A.S., Lerner M.D., Hopkins E.J., Dore R.A., Smith E.D., Palmquist C.M. The Impact of Pretend Play on Children’s Development: A Review of the Evidence. Psychological Bulletin. 2013;139(1):1–34. https://doi.org/10.1037/a0029321
  20. Smits-van der Nat M., van der Wilt F., Meeter M., van der Veen C. The Value of Pretend Play for Social Competence in Early Childhood: A Meta-Analysis. Educational Psychology Review. 2024;36:46. https://doi.org/10.1007/s10648-024-09884-z
  21. Conner N.W., Fraser M.W. Preschool Social-Emotional Skills Training: A Controlled Pilot Test of the Making Choices and Strong Families Programs. Research on Social Work Practice. 2011;21(6):699–711. https://doi.org/10.1177/1049731511408115
  22. Havighurst S.S. Wilson K.R., Harley A.E., Prior M.R. Tuning in to Kids: An Emotion‐Focused Parenting Program-Initial Findings from a Community Trial. Journal of Community Psychology. 2009;37(8):1008–1023. https://doi.org/10.1002/jcop.20345
  23. Luo L. Reichow B., Snyder P., Harrington J., Polignano J. Systematic Review and Meta-Analysis of Classroom-Wide Social-Emotional Interventions for Preschool Children. Topics in Early Childhood Special Education. 2020;42(1):4–19. https://doi.org/10.1177/0271121420935579
  24. Çabuk B., Haktanir G. What Should Be Learned in Kindergarten? A Project Approach Example. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010;2(2):2550–2555. https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2010.03.371
  25. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008;(2):76–79. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-proektov-i-etapy-proektirovaniya (дата обращения: 31.07.2024).
  26. Chen Y.-L., Tippett C.D. Project-Based Inquiry in STEM Teaching for Preschool Children. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2022;18(4):em2093. https://doi.org/10.29333/ejmste/11899
  27. Zhang F., Markopoulos P., Bekker T. Children’s Emotions in Design-Based Learning: A Systematic Review. Journal of Science Education and Technology. 2020;29(5):459–481. https://doi.org/10.1007/s10956-020-09830-y
  28. Başaran M., Bay E. The Effect of Project-Based STEAM Activities on the Social and Cognitive Skills of Preschool Children. Early Child Development and Care. 2023;193(5):679–697. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2146682
  29. Schmitt S.A., Lewis K.M., Duncan R.J., Korucu I., Napoli A.R. The Effects of Positive Action on Preschoolers’ Social-Emotional Competence and Health Behaviors. Early Childhood Education Journal. 2017;46(1):141–151. https://doi.org/10.1007/s10643-017-0851-0
  30. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А., Тарасова К.С. Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2021;18(1):56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
  31. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик. Психологический журнал. 2020;41(6):108–118. https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8
  32. Zelazo P. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A Method of Assessing Executive Function in Children. Nature Protocols. 2006;1:297–301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
  33. Rusu M. Emotional Development through Art Expressions. Review of Artistic Education. 2017;14(1):227–238. https://doi.org/10.1515/rae-2017-0029
  34. Mojtaba H.A., Silje S., Lars W. Social Skills and Symptoms of Anxiety Disorders from Preschool to Adolescence: A Prospective Cohort Study. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2023;64(7):1045–1055. https://doi.org/10.1111/jcpp.13787
  35. Брекина О.В. Особенности проявления эмпатии у агрессивных и неагрессивных дошкольников. Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019;(3):38–43. URL: https://vestnikggtu.ru/выпуск-№3-2019-7 (дата обращения: 31.07.2024).
  36. Веракса А.Н., Плотникова В.А., Ивенская П.Р. Возможности развития социальной компетентности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций: сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность. Психологическая наука и образование. 2024;29(3):96–112. https://doi.org/10.17759/pse.2024290306
  37. Lawson G.M., McKenzie M.E., Becker K.D., Selby L., Hoover, S.A. The Core Components of Evidence-Based Social Emotional Learning Programs. Prevention Science. 2018;20(4):457–467. https://doi.org/10.1007/s11121-018-0953-y
  38. Else-Quest N.M., Hyde J.S., Goldsmith H.H., Van Hulle C.A. Gender Differences in Temperament: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin. 2006;132(1):33–72. https://doi.org/10.1037/0033-2909.132.1.33
  39. Todd B.K., Barry J.A., Thommessen S.A.O. Preferences for ‘Gender‐Typed’ Toys in Boys and Girls Aged 9 to 32 Months. Infant and Child Development. 2017;26(3):1986–1997. https://doi.org/10.1002/icd.1986

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License