PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202502.316-338

EDN: https://elibrary.ru/zcwocr

УДК 81-23

 

Интегрирование средств визуализации в текст рукописи оригинального исследования: лексические связки и текстовые комментарии

Тихонова Елена Викторовна
кандидат исторических наук, доцент, доцент МГИМО МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8252-6150, Scopus ID: 57208387246, Researcher ID: B-1951-2015, SPIN-код: 6460-4083, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мезенцева Дарья Александровна
преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3330-5289, Scopus ID: 58991687200, Researcher ID: IQV-8025-2023, SPIN-код: 1959-3889, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Корректное и осмысленное интегрирование таблиц, графиков и других визуальных элементов в текст рукописи оригинального исследования значительно повышает индекс ее читабельности и упрощает восприятие сложных концепций и эмпирических данных. Однако многие авторы сталкиваются с трудностями в выборе оптимальных способов упоминания и описания средств визуализации, что приводит к текстовой избыточности или недостаточной информативности текста. Цель исследования – выявление наиболее эффективных стратегий интеграции средств визуализации в академический текст посредством анализа текстовых отсылок к визуальным элементам.
Материалы и методы. Был осуществлен анализ корпуса из 80 научных статей (эмпирических и обзорных), опубликованных в российских и зарубежных журналах, индексируемых международной базой данных Scopus. Исследование анализировало 432 единицы визуализации (таблицы и рисунки) и их 470 упоминаний с точки зрения интегрирования в текст рукописей. Способы упоминания и описания визуализаций оценивались с помощью комплексной процедуры: поиска и отбора статей, извлечения сырых данных, их кодирования, анализа и систематизации.
Результаты исследования. Проведенное исследование подтвердило, что существующие классификации лексических связок служат основой для функциональной типологии Хайлэнда, демонстрирующей наибольшую эффективность при анализе механизмов интеграции визуальных элементов в научный текст. Анализ корпуса научных статей позволил отследить три основные группы лексических связок по Хайлэнду (ориентированные на исследование, текст и участника коммуникации), а также оценить эффективность их отсылок к средствам визуализации. Доминирующими в корпусе оказались связки, обозначающие последовательность изложения, количественные данные и описание визуализаций. Установлено, что последующие классификации, сосредоточенные уже не на лексических связках, а на общем текстовом комментировании визуальных элементов, не обеспечивают максимальной функциональности и содержательной интеграции средств визуализации в научные тексты. В качестве решения предложена новая, содержательно обусловленная классификация текстовых отсылок к средствам визуализации, включающая формальные, описательные, аналитические и интерпретационные типы.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты демонстрируют, что именно сочетание эффективных лексических связок и содержательных текстовых отсылок может заложить основу для формирования системного подхода к эффективной интеграции визуальных элементов в текст научных публикаций. Такой симбиоз позволяет существенно снизить избыточность (водность) текста, повысить его функциональность и усилить информативность и убедительность академического дискурса. Разработанная классификация рекомендуется в качестве методического инструмента для авторов и редакторов, стремящихся к оптимизации научной коммуникации.

Ключевые слова: средства визуализации, академическое письмо, лексические связки, избыточность текста, информативность текста

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Тихонова Е.В., Мезенцева Д.А. Интегрирование средств визуализации в текст рукописи оригинального исследования: лексические связки и текстовые комментарии. Интеграция образования. 2025;29(2):316–338. https://doi.org/10.15507/1991-9468.029.202502.316-338

Вклад авторов:
Е. В. Тихонова – разработка концепции исследования; разработка методологии исследования; контроль и наставничество в процессе планирования и проведения исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; визуализация результатов исследования и полученных данных; применение формальных методов для анализа данных исследования; предоставление доступа к необходимым для исследования материалам; написание черновика рукописи.
Д. А. Мезенцева – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; применение формальных методов для анализа данных исследования; написание черновика рукописи.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 30.01.2025;
одобрена после рецензирования 08.04.2025;
принята к публикации 14.04.2025.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. De Koning B.B., van der Schoot M. Becoming Part of the Story! Refueling the Interest in Visualization Strategies for Reading Comprehension. Educational Psychology Review. 2013;25(2):261–286. https://doi.org/10.1007/s10648-013-9222-6
  2. Tikhonova E., Raitskaya L. Data Commentary in Research Publications: A Systematic Scoping Review. Journal of Language and Education. 2024;10(3):5–24. https://doi.org/10.17323/jle.2024.23769
  3. Moghaddasi S., Graves H.A.B., Graves R., Gutierrez X. “See Figure 1”: Visual Moves in Discrete Mathematics Research Articles. English for Specific Purposes. 2019;56:50–67. https://doi.org/10.1016/j.esp.2019.08.001
  4. Liu L., Jiang F., Du Z. Figure Legends of Scientific Research Articles: Rhetorical Moves and Phrase Frames. English for Specific Purposes. 2023;70:86–100. https://doi.org/10.1016/j.esp.2022.11.005
  5. Wu J., Zhao C.G., Lu X., Jin T. A Rhetorical Function and Phraseological Analysis of Commentaries on Visuals. English for Specific Purposes. 2024;73:33–45. https://doi.org/10.1016/j.esp.2023.09.001
  6. Hyland K. Academic Clusters: Text Patterning in Published and Postgraduate Writing. International Journal of Applied Linguistics. 2008;18(1):41–62. https://doi.org/10.1111/j.1473-4192.2008.00178.x
  7. Du Z., Jiang F., Liu L. Profiling Figure Legends in Scientific Research Articles: A Corpus-Driven Approach. Journal of English for Academic Purposes. 2021;54:101054. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2021.101054
  8. Tikhonova E.V., Mezentseva D.A. Wordiness in Academic Writing: A Systematic Scoping Review. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2024;10(1):133–157. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2024-10-1-0-8
  9. Tikhonova E.V., Kosycheva M.A., Mezentseva D.A. Ineffective Strategies in Scientific Communication: Textual Wordiness vs. Clarity of Thought in Thesis Conclusion Section. Integration of Education. 2024;28(2):249–265. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.249-265
  10. Dhobi S. What, How and Why Academic Writing? Historical Journal. 2024;15(2):74–82. https://doi.org/10.3126/hj.v15i2.70674
  11. Supriyadi T., Saptani E., Rukmana A., Suherman A., Alif M.N., Rahminawati N. Students’ Technological Literacy to Improve Academic Writing and Publication Quality. Universal Journal of Educational Research. 2020;8(11B):6022–6035. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082238
  12. Tikhonova E.V., Kosycheva M.A., Golechkova T.Y. Research Article Discussion Moves and Steps in Papers on Medicine: Academic Literacy and Respect for Readers. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2023;9(2):97-128. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-2-0-6
  13. Baumer E.P., Snyder J., Gay G. Interpretive Impacts of Text Visualization. ACM Transactions on Computer-Human Interaction. 2018;25(4):1–26. https://doi.org/10.1145/3214353
  14. Börner K., Bueckle A., Ginda M. Data Visualization Literacy: Definitions, Conceptual Frameworks, Exercises, and Assessments. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019;116(6):1857–1864. https://doi.org/10.1073/pnas.1807180116
  15. Franconeri S.L., Padilla L.M., Shah P., Zacks J.M., Hullman J. The Science of Visual Data Communication: What Works. Psychological Science in the Public Interest. 2021;22(3):110–161. https://doi.org/10.1177/15291006211051956
  16. Ariga K., Tashiro M. Change in the Graphics of Journal Articles in the Life Sciences Field: Analysis of Figures and Tables in the Journal “Cell”. History and Philosophy of the Life Sciences. 2022;44(3):33. https://doi.org/10.1007/s40656-022-00516-9
  17. Chettiar S.F., Godwins K.C. Role of Ideation and Visualization in Developing Writing Skills among Students. International Journal for Multidisciplinary Research. 2024;6(1):1–7. https://doi.org/gtgs4x
  18. Biber D., Conrad S., Cortes V. If You Look at…: Lexical Bundles in University Teaching and Textbooks. Applied Linguistics. 2004;25(3):371–405. https://doi.org/10.1093/applin/25.3.371
  19. Hyland K., Jiang F. Academic Lexical Bundles: How Are They Changing? International Journal of Corpus Linguistics. 2018;23(4):383–407. https://doi.org/10.1075/ijcl.17080.hyl
  20. Ahmed A.A., Ariannejad A. A Comparative Study of Lexical Bundles in Linguistics and Biology Ph.D. Dissertations. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2024;10(1):47–60. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2024-10-1-0-4
  21. Richter K.G., Lotfi Gaskaree B., Mirzai M. A Functional Analysis of Lexical Bundles in the Discussion Sections of Applied Linguistics Research Articles: A Cross-Paradigm Study. Russian Journal of Linguistics. 2022;26(3):625–644. https://doi.org/10.22363/2687-0088-27752.
  22. Tenbrink T., Maas A. Efficiently Connecting Textual and Visual Information in Operating Instructions. IEEE Transactions on Professional Communication. 2015;58(4):346–366. https://doi.org/10.1109/TPC.2016.2517451

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License