DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.028-048
EDN: https://elibrary.ru/ubzooy
УДК 008:37:811.161.1(676.2)
Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения
Лемская Валерия Михайловна
кандидат филологических наук, заместитель директора Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3644-3463, Scopus ID: 57148428900, Researcher ID: AAQ-6548-2021, SPIN-код: 4639-0510, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Курьянович Анна Владимировна
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3247-3975, Scopus ID: 57221665908, Researcher ID: JHT-8265-2023, SPIN-код: 2715-8557, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Зюбанов Вадим Юрьевич
кандидат педагогических наук, начальник управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5032-4543, Scopus ID: 56381611000, Researcher ID: F-1468-2017, SPIN-код: 6786-1330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Агеева Анна Владимировна
эксперт управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9901-4741, Researcher ID: JHU-2642-2023, SPIN-код: 4243-4072, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Включенность России в поликультурное взаимодействие определяет актуальность проблемы продвижения образовательной деятельности на русском языке за рубежом. В связи с расширением контактов между Россией и Африкой необходимым представляется рассмотрение обозначенного вопроса с учетом страновой специфики взаимодействующих лингвокультурных сообществ. В доступных исследованиях недостаточно внимания уделяется проектированию образовательной деятельности на русском языке в странах Восточной Африки (в Республике Кения). Цель исследования – анализ функциональных возможностей межкультурной модели для продвижения русского языка, русской культуры и стандартов российского образования в Республике Кения.
Материалы и методы. Комплексная теоретикоэкспериментальная методология исследования включает аналитический обзор, систематизацию и обобщение научной информации, социологический опрос в форме онлайнанкетирования и прием моделирования. В анкетировании приняли участие 167 чел. – потенциальных обучающихся Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Кения. Данные обработаны методом статистического подсчета и обобщения. Материалом исследования выступили факты русской и кенийской культур.
Результаты исследования. Разработана образовательная модель, в качестве научного обоснования которой представлены ключевые положения теории межкультурной коммуникации. Единицами модели рассматриваются паттерны культуры ‒ устойчивые, аксиологически значимые для конкретного культурного сообщества формы проявления национального сознания и национальной идентичности. Выявлены черты своеобразия, способные проявиться в случае интеграции созданной модели в образовательное пространство Кении. Проанализированы факторы содержательного наполнения этой модели: привлечение русского языка как средства межкультурного диалога и инструмента осуществления образовательной деятельности, лингвокультурологические проявления ментальности взаимодействующих народов. Посредством анкетирования получены данные, объективирующие содержание проектируемой модели, приблизив его в максимальной степени к запросам носителей кенийской культуры.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в разработку проблемы организации учебных заведений в современном поликультурном пространстве, продвижения стандартов российского образования, русского языка и русской культуры в странах Африки, в частности в Республике Кения, с использованием ресурса межкультурной образовательной модели.
Ключевые слова: теория межкультурной коммуникации, паттерны культуры, лингвокультура, образовательная межкультурная модель, образовательное пространство стран Африки, Международная общеобразовательная школа, образовательная деятельность на русском языке в Республике Кения
Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, тема «Исследование потребностей и запросов на образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения с целью их эффективного продвижения» (№ QZOY-2024-0014).
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Лемская В.М., Курьянович А.В., Зюбанов В.Ю., Агеева А.В. Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения. Интеграция образования. 2025;29(1):28–48. https://doi.org/10.15507/19919468.029.202501.028048
Заявленный вклад авторов:
В. М. Лемская – осуществление научно-исследовательского процесса, включая сбор данных; применение формальных методов для анализа данных; визуализация результатов исследования.
А. В. Курьянович – разработка концепции исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
В. Ю. Зюбанов – управление планированием и проведением исследования; осуществление научно-исследовательского процесса; критический анализ черновика рукописи.
А. В. Агеева – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 02.08.2024;
одобрена после рецензирования 30.08.2024;
принята к публикации 06.09.2024.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хромых А.С. Русские школы за рубежом в условиях быстроменяющегося мира: про блемы и перспективы. Социально-политические исследования. 2022;(3):168–183. https:// doi.org/10.20323/2658428X2022316168183 Khromikh A.S. Russian Oversea Schools in a Rapidly Changing World: Problems and Prospects. Social and Political Researches. 2022;(3):168–183. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.20323/2658428X2022316168183
2. Курамина Н.В. Русская школа за рубежом: исторический опыт и современность в отражении отечественной историографии. Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2023;(3):41–58. EDN: LSOGEO Kuramina N.V. Russian School Abroad. Historical Experience and the Present in the Reflection of the National Historiography. RSUH/RGGU Bulletin. “Eurasian Studies. History. Political Science. International Relations” Series. 2023;(3):41–58. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: LSOGEO
3. Аверин В.А. Культурологическая концепция образования и условия ее реализации. Ученые за- писки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006;6(1):5–10. EDN: JWMOJN Averin V.A. [Cultural Concept of Education and Conditions for Its Implementation]. Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2006;6(1):5–10. (In Russ.) EDN: JWMOJN
4. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компе тентности (Ч. 1). Психология в экономике и управлении. 2011;(2):84‒96. EDN: SJKGBF Bolshakova O.B., Terekhova T.A. Foreign Conceptual Models of Intercultural Competence (part 1). Psychology in Economics and Management. 2011;(2):84‒96. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SJKGBF
5. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур. Педагогика. 2000;(2):105‒107. URL: https://clck.ru/3FsGFK (дата обращения: 20.07.2024). Voskresenskaya N.M. [Education and Cultural Diversity]. Pedagogika. 2000;(2):105‒107. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/3FsGFK (accessed 20.07.2024).
6. Лобанов И.В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015;(3):11‒22. URL: https:// sciup.org/obrazovanievsferekulturyvkontekstemezhkulturnogodialoga144160434 (дата обра щения: 20.07.2024). Lobanov I.V. Education in the Field of Culture in the Context of Intercultural Dialogue. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2015;(3):11‒22. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://sciup.org/obrazovanievsferekulturyvkontekstemezhkulturnogodialoga144160434 (accessed 20.07.2024).
7. Ильяева И.А., Хованова Е.В. Теоретическая модель межкультурных коммуникаций в об разовательном пространстве вуза. Вестник Томского государственного университета. 2008;(315):48‒49. URL: https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=828 (дата обра щения: 20.07.2024). Ilyaeva I.A., Khovanova E.V. Theoretical Model of Intercultural Communications in Educational Space of the University. Tomsk State University Journal. 2008;(315):48‒49. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=828 (accessed 20.07.2024).
8. КимМалони А.А. Перспектива интерпретации культурных ценностей по данным фолькло ра (на примере этносов Кении и сопредельных регионов). Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023;(3):110–118. https://doi.org/10.23951/230761192023 3110118 Kim A.A. The Perspective of Interpreting Cultural Values Based on Folklore (Using the Example of Ethnic Groups in Kenya and Neighboring Regions). Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology. 2023;(3):110–118. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.23951/2307611920233110118
9. Munyaya E.J. Kigiryama Folklore and Its Impact on Teaching Language in Lower Primary. IAR Journal of Humanities and Cultural Studies. 2020;1(2):86–94. Available at: https://clck.ru/3FsGR6 (accessed 20.07.2024).
10. Грибанова В.В., Уланова Н.С. Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды. Азия и Африка сегодня. 2022;(12):54‒61. https://doi.org/10.31857/S0321507500235631 Gribanova V.V., Ulanova N.S. Digital Transformation of Education in SubSaharan Africa: General Trends and Kenya and Uganda Experience. Asia and Africa Today. 2022;(12):54‒61 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S0321507500235631
11. Калиниченко Л.Н., Новикова З.С. Развитие экосистемы цифровых инноваций Кении. Азия и Африка сегодня. 2022;(10):49–56. https://doi.org/10.31857/S0321507500227204 Kalinichenko L.N., Novikova Z.S. Kenya’s Digital Innovation Ecosystem Development. Asia and Africa Today. 2022;(10):49–56. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/ S0321507500227204
12. Абрамова И.О. Россия и Китай в Африке: конкуренты или партнеры? Азия и Африка сегодня. 2020;(9):4–9. https://doi.org/10.31857/S0321507500108530 Abramova I.O. Russia and China in Africa: Competitors or Partners? Asia and Africa Today. 2020;(9):4–9. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S0321507500108530
13. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток. Афро-Азиатские обще- ства: история и современность. 2023;(1):115‒124. https://doi.org/10.31857/S0869190800231232 Karpov G.A. School Education in Colonial Kenya. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya isovremennost. 2023;(1):115‒124. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/ S0869190800231232
14. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «снизу». Азия и Африка сегодня. 2013;(3):34‒37. EDN: QBINKB Matveeva N.F. [School Education in Kenya: The Role of Initiatives “From Below”]. Asia and Africa Today. 2013;(3):34‒37. (In Russ.) EDN: QBINKB
15. Чепкируи Р.Г. Образование в Кении: состояние и новые тенденции в начале XXI в. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2011;(1):85‒90. URL: https://journals.rudn.ru/internationalrelations/article/view/10477/9928 (дата обращения: 15.09.2023). Chepkirui R.G. Education in Kenya: Contemporary Situation and New Tendencies at the Beginning of the XXI Century. Vestnik RUDN: International Relations. 2011;(1):85‒90. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.rudn.ru/internationalrelations/article/view/10477/9928 (accessed 15.09.2023).
16. Смокотин В.М. Языковое и культурное разнообразие и проблемы сохранения этнокультурной идентичности в Африке южнее Сахары. Язык и культура. 2010;(3):89‒98. EDN: NBNPBB Smokotin V.M. Linguistic and Cultural Diversity and the Problems of Protecting Ethnocultural Identity in SubSaharan Africa. Language and Culture. 2010;(3):89‒98. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NBNPBB
17. Зинькина Ю.В., Кобзева С.В., Коротаев А.В., Тищенко С.М., Халтурина Д.А. Образ России в Восточной Африке (на примере Кении и Танзании). Азия и Африка сегодня. 2010;(7):9–12. URL: https://asaftoday.ru/s03215075000061961ru202/ (дата обращения: 15.09.2023). Zinkina J., Kobzeva S., Korotayev A., Tishenko S., Khalturina D. [The Image of Russia in East Africa (Case Studies of Kenya and Tanzania)]. Asia and Africa Today. 2010;(7):9–12. (In Russ.) Available at: https://asaftoday.ru/s03215075000061961ru202/ (accessed 15.09.2023).
18. Курьянович А.В. Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основ ные вопросы методического сопровождения. Научно-педагогическое обозрение. 2023;(5):58–69. URL: https://journals.rcsi.science/23076127/article/view/270071 (дата обращения: 15.09.2023). Kuryanovich A.V. Education in Russian in a Kenyan Secondary School: Main Issues of Methodological Support. Pedagogical Review. 2023;(5):58–69. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https:// journals.rcsi.science/23076127/article/view/270071 (accessed 15.09.2023).
19. Желизнык М.Н. Онлайн фокусгруппы: методическая рефлексия. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023;15(2):51–71. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.3 Zheliznyk M.N. Online FocusGroups: Methodological Reflection. Interaction. Interview. Interpretation. 2023;15(2):51–71. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/ inter.2023.15.2.3
20. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. 2011;2(1):8. https://doi.org/10.9707/23070919.1014
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.