PDF Скачать статью в pdf. 

DOI: 10.15507/1991-9468.029.202501.028-­048

EDN: https://elibrary.ru/ubzooy

УДК 008:37:811.161.1(676.2)

 

Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения

Лемская Валерия Михайловна
кандидат филологических наук, заместитель директора Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3644-3463, Scopus ID: 57148428900, Researcher ID: AAQ-6548-2021, SPIN-код: 4639-0510, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Курьянович Анна Владимировна
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3247-3975, Scopus ID: 57221665908, Researcher ID: JHT-8265-2023, SPIN-код: 2715-8557, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Зюбанов Вадим Юрьевич
кандидат педагогических наук, начальник управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5032-4543, Scopus ID: 56381611000, Researcher ID: F-1468-2017, SPIN-код: 6786-1330, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Агеева Анна Владимировна
эксперт управления международного сотрудничества Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета (634061, Российская Федерация, г. Томск, ул. Киевская, д. 60), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9901-4741, Researcher ID: JHU-2642-2023, SPIN-код: 4243-4072, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Включенность России в поликультурное взаимодействие определяет актуальность проблемы продвижения образовательной деятельности на русском языке за рубежом. В связи с расширением контактов между Россией и Африкой необходимым представляется рассмотрение обозначенного вопроса с учетом страновой специфики взаимодействующих лингвокультурных сообществ. В доступных исследованиях недостаточно внимания уделяется проектированию образовательной деятельности на русском языке в странах Восточной Африки (в Республике Кения). Цель исследования – анализ функциональных возможностей межкультурной модели для продвижения русского языка, русской культуры и стандартов российского образования в Республике Кения.
Материалы и методы. Комплексная теоретико­экспериментальная методология исследования включает аналитический обзор, систематизацию и обобщение научной информации, социологический опрос в форме онлайн­анкетирования и прием моделирования. В анкетировании приняли участие 167 чел. – потенциальных обучающихся Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Кения. Данные обработаны методом статистического подсчета и обобщения. Материалом исследования выступили факты русской и кенийской культур.
Результаты исследования. Разработана образовательная модель, в качестве научного обоснования которой представлены ключевые положения теории межкультурной коммуникации. Единицами модели рассматриваются паттерны культуры ‒ устойчивые, аксиологически значимые для конкретного культурного сообщества формы проявления национального сознания и национальной идентичности. Выявлены черты своеобразия, способные проявиться в случае интеграции созданной модели в образовательное пространство Кении. Проанализированы факторы содержательного наполнения этой модели: привлечение русского языка как средства межкультурного диалога и инструмента осуществления образовательной деятельности, лингвокультурологические проявления ментальности взаимодействующих народов. Посредством анкетирования получены данные, объективирующие содержание проектируемой модели, приблизив его в максимальной степени к запросам носителей кенийской культуры.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи вносят вклад в разработку проблемы организации учебных заведений в современном поликультурном пространстве, продвижения стандартов российского образования, русского языка и русской культуры в странах Африки, в частности в Республике Кения, с использованием ресурса межкультурной образовательной модели.

Ключевые слова: теория межкультурной коммуникации, паттерны культуры, лингвокультура, образовательная межкультурная модель, образовательное пространство стран Африки, Международная общеобразовательная школа, образовательная деятельность на русском языке в Республике Кения

Финансирование: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации, тема «Исследование потребностей и запросов на образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения с целью их эффективного продвижения» (№ QZOY-­2024­-0014).

Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чьи комментарии помогли улучшить структуру и содержание статьи.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лемская В.М., Курьянович А.В., Зюбанов В.Ю., Агеева А.В. Анализ ресурса межкультурной модели как инструмента проектирования образовательной деятельности на русском языке в Республике Кения. Интеграция образования. 2025;29(1):28–48. https://doi.org/10.15507/1991­9468.029.202501.028­048

Заявленный вклад авторов:
В. М. Лемская – осуществление научно­-исследовательского процесса, включая сбор данных; применение формальных методов для анализа данных; визуализация результатов исследования.
А. В. Курьянович – разработка концепции исследования; деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования; осуществление научно-исследовательского процесса; написание черновика рукописи.
В. Ю. Зюбанов – управление планированием и проведением исследования; осуществление научно­-исследовательского процесса; критический анализ черновика рукописи.
А. В. Агеева – деятельность по созданию метаданных для первоначального и повторного использования.

Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 02.08.2024;
одобрена после рецензирования 30.08.2024;
принята к публикации 06.09.2024.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хромых А.С. Русские школы за рубежом в условиях быстроменяющегося мира: про­ блемы и перспективы. Социально-политические исследования. 2022;(3):168–183. https:// doi.org/10.20323/2658­428X­2022­3­16­168­183 Khromikh A.S. Russian Oversea Schools in a Rapidly Changing World: Problems and Prospects. Social and Political Researches. 2022;(3):168–183. (In Russ., abstract in Eng.) https:// doi.org/10.20323/2658­428X­2022­3­16­168­183

2. Курамина Н.В. Русская школа за рубежом: исторический опыт и современность в отражении отечественной историографии. Вестник РГГУ. Сер.: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2023;(3):41–58. EDN: LSOGEO Kuramina N.V. Russian School Abroad. Historical Experience and the Present in the Reflection of the National Historiography. RSUH/RGGU Bulletin. “Eurasian Studies. History. Political Science. International Relations” Series. 2023;(3):41–58. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: LSOGEO

3. Аверин В.А. Культурологическая концепция образования и условия ее реализации. Ученые за- писки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2006;6(1):5–10. EDN: JWMOJN Averin V.A. [Cultural Concept of Education and Conditions for Its Implementation]. Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2006;6(1):5–10. (In Russ.) EDN: JWMOJN

4. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компе­ тентности (Ч. 1). Психология в экономике и управлении. 2011;(2):84‒96. EDN: SJKGBF Bolshakova O.B., Terekhova T.A. Foreign Conceptual Models of Intercultural Competence (part 1). Psychology in Economics and Management. 2011;(2):84‒96. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: SJKGBF

5. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур. Педагогика. 2000;(2):105‒107. URL: https://clck.ru/3FsGFK (дата обращения: 20.07.2024). Voskresenskaya N.M. [Education and Cultural Diversity]. Pedagogika. 2000;(2):105‒107. (In Russ.) Available at: https://clck.ru/3FsGFK (accessed 20.07.2024).

6. Лобанов И.В. Образование в сфере культуры в контексте межкультурного диалога. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015;(3):11‒22. URL: https:// sciup.org/obrazovanie­v­sfere­kultury­v­kontekste­mezhkulturnogo­dialoga­144160434 (дата обра­ щения: 20.07.2024). Lobanov I.V. Education in the Field of Culture in the Context of Intercultural Dialogue. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2015;(3):11‒22. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://sciup.org/obrazovanie­v­sfere­kultury­v­kontekste­mezhkulturnogo­dialoga­144160434 (accessed 20.07.2024).

7. Ильяева И.А., Хованова Е.В. Теоретическая модель межкультурных коммуникаций в об­ разовательном пространстве вуза. Вестник Томского государственного университета. 2008;(315):48‒49. URL: https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=828 (дата обра­ щения: 20.07.2024). Ilyaeva I.A., Khovanova E.V. Theoretical Model of Intercultural Communications in Educational Space of the University. Tomsk State University Journal. 2008;(315):48‒49. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=828 (accessed 20.07.2024).

8. Ким­Малони А.А. Перспектива интерпретации культурных ценностей по данным фолькло­ ра (на примере этносов Кении и сопредельных регионов). Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2023;(3):110–118. https://doi.org/10.23951/2307­6119­2023­ 3­110­118 Kim A.A. The Perspective of Interpreting Cultural Values Based on Folklore (Using the Example of Ethnic Groups in Kenya and Neighboring Regions). Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology. 2023;(3):110–118. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.23951/2307­6119­2023­3­110­118

9. Munyaya E.J. Kigiryama Folklore and Its Impact on Teaching Language in Lower Primary. IAR Journal of Humanities and Cultural Studies. 2020;1(2):86–94. Available at: https://clck.ru/3FsGR6 (accessed 20.07.2024).

10. Грибанова В.В., Уланова Н.С. Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды. Азия и Африка сегодня. 2022;(12):54‒61. https://doi.org/10.31857/S032150750023563­1 Gribanova V.V., Ulanova N.S. Digital Transformation of Education in Sub­Saharan Africa: General Trends and Kenya and Uganda Experience. Asia and Africa Today. 2022;(12):54‒61 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S032150750023563­1

11. Калиниченко Л.Н., Новикова З.С. Развитие экосистемы цифровых инноваций Кении. Азия и Африка сегодня. 2022;(10):49–56. https://doi.org/10.31857/S032150750022720­4 Kalinichenko L.N., Novikova Z.S. Kenya’s Digital Innovation Ecosystem Development. Asia and Africa Today. 2022;(10):49–56. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/ S032150750022720­4

12. Абрамова И.О. Россия и Китай в Африке: конкуренты или партнеры? Азия и Африка сегодня. 2020;(9):4–9. https://doi.org/10.31857/S032150750010853­0 Abramova I.O. Russia and China in Africa: Competitors or Partners? Asia and Africa Today. 2020;(9):4–9. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/S032150750010853­0

13. Карпов Г.А. Школьное образование в колониальной Кении. Восток. Афро-Азиатские обще- ства: история и современность. 2023;(1):115‒124. https://doi.org/10.31857/S086919080023123­2 Karpov G.A. School Education in Colonial Kenya. Vostok. Afro-aziatskie obshchestva: istoriya isovremennost. 2023;(1):115‒124. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.31857/ S086919080023123­2

14. Матвеева Н.Ф. Школьное образование в Кении: роль инициативы «снизу». Азия и Африка сегодня. 2013;(3):34‒37. EDN: QBINKB Matveeva N.F. [School Education in Kenya: The Role of Initiatives “From Below”]. Asia and Africa Today. 2013;(3):34‒37. (In Russ.) EDN: QBINKB

15. Чепкируи Р.Г. Образование в Кении: состояние и новые тенденции в начале XXI в. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Международные отношения. 2011;(1):85‒90. URL: https://journals.rudn.ru/international­relations/article/view/10477/9928 (дата обращения: 15.09.2023). Chepkirui R.G. Education in Kenya: Contemporary Situation and New Tendencies at the Beginning of the XXI Century. Vestnik RUDN: International Relations. 2011;(1):85‒90. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https://journals.rudn.ru/international­relations/article/view/10477/9928 (accessed 15.09.2023).

16. Смокотин В.М. Языковое и культурное разнообразие и проблемы сохранения этнокультурной идентичности в Африке южнее Сахары. Язык и культура. 2010;(3):89‒98. EDN: NBNPBB Smokotin V.M. Linguistic and Cultural Diversity and the Problems of Protecting Ethnocultural Identity in Sub­Saharan Africa. Language and Culture. 2010;(3):89‒98. (In Russ., abstract in Eng.) EDN: NBNPBB

17. Зинькина Ю.В., Кобзева С.В., Коротаев А.В., Тищенко С.М., Халтурина Д.А. Образ России в Восточной Африке (на примере Кении и Танзании). Азия и Африка сегодня. 2010;(7):9–12. URL: https://asaf­today.ru/s0321­50750000619­6­1­ru­202/ (дата обращения: 15.09.2023). Zinkina J., Kobzeva S., Korotayev A., Tishenko S., Khalturina D. [The Image of Russia in East Africa (Case Studies of Kenya and Tanzania)]. Asia and Africa Today. 2010;(7):9–12. (In Russ.) Available at: https://asaf­today.ru/s0321­50750000619­6­1­ru­202/ (accessed 15.09.2023).

18. Курьянович А.В. Обучение на русском языке в кенийской общеобразовательной школе: основ­ ные вопросы методического сопровождения. Научно-педагогическое обозрение. 2023;(5):58–69. URL: https://journals.rcsi.science/2307­6127/article/view/270071 (дата обращения: 15.09.2023). Kuryanovich A.V. Education in Russian in a Kenyan Secondary School: Main Issues of Methodological Support. Pedagogical Review. 2023;(5):58–69. (In Russ., abstract in Eng.) Available at: https:// journals.rcsi.science/2307­6127/article/view/270071 (accessed 15.09.2023).

19. Желизнык М.Н. Онлайн фокус­группы: методическая рефлексия. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023;15(2):51–71. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.2.3 Zheliznyk M.N. Online Focus­Groups: Methodological Reflection. Interaction. Interview. Interpretation. 2023;15(2):51–71. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.19181/ inter.2023.15.2.3

20. Hofstede G. Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture. 2011;2(1):8. https://doi.org/10.9707/2307­0919.1014

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License