PDF Скачать статью в pdf. 

УДК 37.016:811.161.1(510)

EDN: https://elibrary.ru/dmfuim

DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.549­-560

 

Тенденции и развитие преподавания русского языка в современном Китае

Лю Чжицян
кандидат филологических наук, доцент, декан факультета русского языка Цзянсуского университета науки и технологий (202100, Китайская Народная Республика, г. Чжэньцзян, ул. Чанхуэй, д. 666), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7121-0062, Researcher ID: LKK-9213-2024, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ли Дяньдянь
студент Цзянсуского университета науки и технологий (202100, Китайская Народная Республика, г. Чжэньцзян, ул. Чанхуэй, д. 666), ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0818-2320, Researcher ID: LKK-8571-2024, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация
Введение. Внедрение инновационных подходов в подготовку специалистов в китайских учебных заведениях обусловлено глобализационными процессами, предполагающими международное сотрудничество, и национальными интересами, ориентированными на развитие различных сфер жизни страны. Международное взаимодействие Китая и России в разных областях влияет на образование, что соответствует принципам государственной китайской инициативы «Один пояс, один путь». Однако недостаточно изучены вопросы подготовки будущих специалистов в условиях развития цифрового общества и международных связей. Цель исследования – описать проблемные точки обучения студентов Цзянсуского университета науки и технологий на фоне проблем подготовки специалистов других вузов Китая, выпускающих профессионалов для реализации международного сотрудничества с Россией.
Материалы и методы. Материалом исследования стали практические наблюдения за преподаванием русского языка в Цзянсуском университете науки и технологий, а также работы китайских ученых. Для анализа применены описательный и аналитический методы.
Результаты исследования. В статье проанализированы новые тенденции в вузовском образовании: интеграция языковых модулей в профессиональные программы по модели «Русский язык + специальность», использование возможностей цифровизации в преподавании, образовательные и студенческие обмены. Выявлены существующие проблемы в языковом образовании: устаревшие методики и учебные материалы, ориентация на тестирование в ущерб коммуникативному подходу и другие проблемные вопросы, требующие решения, поскольку мотивация студентов к изучению русского языка находится на низком уровне.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи предлагают меры для повышения эффективности китайско-­российских образовательных контактов, в том числе в сфере преподавания русского языка в условиях реализации инициативы «Один пояс, один путь»: диверсификацию китайско­-российских совместных обучающих проектов, интеграцию в преподавание русского языка идеологической и политической установок государственного развития Китая и др. Полученные результаты вносят вклад в развитие китайской системы преподавания русского языка, интегрированного в профессиональные программы университетского образования.

Ключевые слова: китайско-­российское сотрудничество, китайские колледжи и вузы, преподавание иностранных языков, профессиональные программы высшего образования, русский язык

Финансирование: статья выполнена на основе исследовательского проекта реформы высшего образования и преподавания Цзянсуского университета науки и технологий в 2024 г. «Применение перевернутого метода обучения, основанного на российском MOOC, в преподавании русского языка в китайских университетах» (№ XJG2024012).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лю Ч., Ли Д. Тенденции и развитие преподавания русского языка в современном Китае // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. С. 549–560. https://doi.org/10.15507/1991-­9468.117.028.202404.549­-560

Заявленный вклад авторов:
Ч. Лю – научное руководство; разработка концепции исследования; критический анализ и доработка текста; развитие методологии; обеспечение финансирования; итоговые выводы.
Д. Ли – подготовка начального варианта текста; анализ материала; обзор литературы по тематике статьи; итоговые выводы.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила 26.08.2024;
одобрена после рецензирования 20.09.2024;
принята к публикации 27.09.2024.

 

PlumX

Лицензия Creative Commons
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License