УДК 37.013.77:371.134
EDN: https://elibrary.ru/cqqkgm
DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532
Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя
Мазилов Владимир Александрович
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологи Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, Scopus ID: 13004734300, Researcher ID: F-9746-2013, SPIN-код: 8082-5199, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Слепко Юрий Николаевич
доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, Scopus ID: 56111886000, Researcher ID: AAF-8745-2019, SPIN-код: 6602-7202, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Непрерывное обновление стандартов педагогического образования связано с изменением представлений о результатах подготовки будущего учителя. Использование с этой целью компетентностного подхода сопровождается структурированием планируемых результатов по основанию общих и специальных компетенций, что формально соответствует реальной структуре педагогической деятельности. Цель исследования – определение психологически обоснованной структуры педагогических компетенций, соотносимой с предметным и психологическим уровнем анализа деятельности учителя.
Материалы и методы. Анализ истории и современного состояния проблемы педагогических компетенций осуществлялся путем изучения исследований структуры педагогических способностей, психологической структуры деятельности учителя. Обоснование востребованности компетентностного подхода в подготовке педагога проводилось в ходе сравнительного анализа успеваемости по предметам и оценок сформированности компетентностей студентов направления «Педагогическое образование». Объем выборки составил 567 чел. Статистическая обработка данных производилась методами первичной описательной статистики, сравнения и корреляционного анализа.
Результаты исследования. Классификации педагогических способностей носят аналитический характер, отражают отдельные стороны педагогического труда, не фиксируют реальную структуру деятельности учителя. Для современной классификации результатов профессиональной подготовки педагога использованы формальные основания выделения общих и специальных компетенций. Актуальность компетентностного подхода аргументируется структурой педагогического труда, основанной на представлениях о психологической функциональной системе деятельности В. Д. Шадрикова. Преимущества компетентностной структуры образования над предметной подтверждаются рядом эмпирических фактов: нечувствительностью предметной успеваемости к изменениям в профессиональной подготовке, статистической значимостью различий в сформированности компетентностей на разных курсах, слабой корреляцией между показателями академической успеваемости и сформированности компетентностей.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования открывают возможности для преодоления противоречий между компетентностной структурой профессиональной подготовки будущего педагога и психологической структурой педагогической деятельности учителя. Описанная структура педагогических компетенций позволяет определить направления экспериментальных и эмпирических исследований психолого-педагогических механизмов и закономерностей развития педагогической компетентности на этапе профессионального образования.
Ключевые слова: структура компетенций, психологическая структура деятельности, способности учителя, способности субъекта, способности личности
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00061 (https://rscf.ru/project/24-18-00061/).
Благодарности: авторы выражают благодарность рецензентам, чья критическая оценка представленных материалов помогла существенно повысить качество настоящей статьи.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя // Интеграция образования. 2024 Т. 28, № 4. С. 514–532. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532
Заявленный вклад авторов:
В. А. Мазилов – постановка проблемы исследования; теоретический анализ проблемы педагогических способностей, личности учителя, педагогических компетенций; обоснование основанного на теории деятельности В. Д. Шадрикова компетентностного подхода в образовании.
Ю. Н. Слепко – обзор исследований проблемы педагогических способностей, личности учителя, педагогических компетенций в российской и зарубежной психологии; описание материалов и методов исследования; анализ результатов эмпирического исследования; обсуждение результатов исследования и заключение.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 13.08.2024;
одобрена после рецензирования 21.08.2024;
принята к публикации 28.08.2024.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.