УДК 37.013.77-057.875
EDN: https://elibrary.ru/bzorgb
DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513
Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов
Реан Артур Александрович
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, Scopus ID: 6507072773, Researcher ID: KHX-7756-2024, SPIN-код: 3118-2694, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Егорова Анна Викторовна
аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3502-9551, Scopus ID: 57452033700, Researcher ID: Х-7492-2018, SPIN-код: 7848-9620, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Коновалов Иван Александрович
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0982-5813, Scopus ID: 55948993400, Researcher ID: AAH-2741-2019, SPIN-код: 4413-8315, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кузьмин Роман Геннадьевич
научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8851-5313, Scopus ID: 57430723700, Researcher ID: AEJ-0869-2022, SPIN-код: 6858-1057, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Шевченко Андрей Олегович
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9118-2617, Scopus ID: 57221080641, Researcher ID: GLQ-7645-2022, SPIN-код: 9970-3878, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ставцев Алексей Андреевич
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7299-5017, Scopus ID: 57219288519, Researcher ID: AAC-9556-2021, SPIN-код: 1310-2964, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Реан Кристина Артуровна
научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-7006-826X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Благополучие студенческой молодежи находится в фокусе задач государственных программ образовательной и молодежной политики. Международная социально-политическая ситуация ставит задачи актуализации и формирования ценностных ориентаций молодого поколения. В современной психолого-педагогической науке проблеме благополучия, его коррелятов и рисков посвящено значительное число исследований, однако тема соотношения самооценки как компонента психологического благополучия и ценностных ориентаций рассмотрена недостаточно. Цель исследования – изучение ценностей современных российских студентов в контексте специфики самооценки.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2 315 студентов вузов из 10 городов Российской Федерации. Анализ самооценки проводился с помощью Шкалы самоуважения (самооценки) Розенберга в адаптации А. А. Золотаревой, для изучения аксиологических ориентаций студентов применялся ценностный опросник Шварца (PVQ-R2). Взаимосвязи между самооценкой и ценностными ориентациями среди учащихся определялись с помощью корреляционного анализа по методу Спирмена. С целью выявления различий между группами с низким и высоким уровнем самоуважения (самооценки) использовались t-критерий Стьюдента (для независимых выборок) и U-критерий Манна – Уитни (для проверки согласованности результатов).
Результаты исследования. Согласно проведенному анализу, все ценности, кроме «власть – доминирование», «власть – ресурсы», «репутация», имеют значимые корреляции с самооценкой. При этом у большинства из них выявлена положительная связь; отрицательная связь обнаружена между ценностями «скромность» и «конформизм – межличностный» и самооценкой. Чем выше уровень самооценки (самоуважения) у студентов, тем более выражены ценностные ориентации. Указанным связям соответствуют значимые различия выраженности ценностей в контексте относительно высоких и низких показателей самооценки.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование углубляет понимание специфики аксиологических позиций современного российского студенчества, а также сопряжения с ними показателя субъективного благополучия, выраженного в уровне самооценки. Полученные результаты могут быть использованы в рамках формирования концепций воспитания, ценностно-мотивационных доктрин, для работы со студентами группы риска, проектирования адаптационных и развивающих программ.
Ключевые слова: ценностные ориентации студентов, самооценка молодежи, показатели благополучия студентов, самоуважение учащихся, метаценности молодых людей
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов / А. А. Реан [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 4. С. 498–513. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513
Заявленный вклад авторов:
А. А. Реан – научное руководство; разработка концепции и методологии исследования; доработка текста; согласование финального варианта рукописи.
А. В. Егорова – анализ данных; подготовка раздела «Полученные результаты».
И. А. Коновалов – подготовка раздела «Обсуждение результатов»; доработка текста; оформление финального варианта рукописи.
Р. Г. Кузьмин – подготовка раздела «Введение»; доработка текста; оформление финального варианта рукописи.
А. О. Шевченко – обзор научной литературы по проблеме самооценки.
А. А. Ставцев – обзор научной литературы по тематике психологического благополучия.
К. А. Реан – подготовка фрагмента текста по тематике ценностных ориентаций.
Доступность данных и материалов. Наборы данных, использованные и/или проанализированные в ходе текущего исследования, можно получить у авторов по обоснованному запросу.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 22.07.2024;
одобрена после рецензирования 06.09.2024;
принята к публикации 13.09.2024.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.