УДК 331.108.3-027.561(594)(595)
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.436-453
Роль обучения на рабочем месте при повышении профессиональной адаптации: эмпирическое исследование среди студентов профессионально-технического образования в университетах Индонезии и Малайзии
Махфуд Туатул
доктор философии (педагогика), доцент департамента профессионального развития персонала Баликпапанского государственного политехнического института (76127, Индонезия, г. Баликпапан, ул. Сукарно Хатта, КМ. 8), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6081-6306, Scopus ID: 57200122329, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Масек Алиас
доктор философии (педагогика), доцент департамента технического и профессионального образования Малайзийского университета Тун Хусейн Онн (86400, Малайзия, г. Джохор, ул. Панчор, КМ. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6782-1434, Scopus ID: 57205396730, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Суитно Суитно
доктор философии (педагогика), доцент департамента автомобильного образования Университета Мухаммадии в Пурвореджо (54114, Индонезия, г. Пурвореджо, ул. К.Х.А. Дахлан, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0314-2445, Scopus ID: 57211426512, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ихсани Аде Нови Нурул
доктор философии, доцент департамента в сфере красоты государственного университета Семаранга (50229, Индонезия, г. Семаранг, ул. Кампус UNNES Секаран, корп. H), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3283-8524, Scopus ID: 57201505118, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Франциска Юлия
магистр педагогики, преподаватель департамента электротехнического образования Государственного университета Сурабая (60213, Индонезия, г. Сурабая, ул. Лида Ветан), ORCID: https://orcid.org/0009-0006-5930-1117, Scopus ID: 57201849821, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Праното Понко Вали
магистр педагогики, преподаватель департамента электронной и информационной инженерии Государственного университета Джокьякарты (55281, Индонезия, г. Джокьякарта, ул. Коломбо, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6937-1174, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Праното Аджи
магистр педагогики, преподаватель департамента машиностроения Института науки и технологий Джокьякарты (55222, Индонезия, г. Джокьякарта, ул. Калисаак, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5428-5107, Scopus ID: 57216610299, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Хади Самсул
магистр педагогики, преподаватель департамента машиностроения Университета Сарджанавията Тамансисва (55167, Индонезия, г. Джокьякарта, ул. Батикан, д. 1043), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-4656-6938, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сусанто Ариф
доктор философии (педагогика), преподаватель департамента образования в области автомобильной техники Университета Мухаммадии в Пурвореджо (54114, Индонезия, г. Пурвореджо, ул. К.Х.А. Дахлан, д. 3), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5476-7835, Scopus ID: 57214121496, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Адаптация к карьере – один из навыков, необходимый для решения возникающих сложностей на рынке труда. Внедрение профессиональной адаптации в среде университета становится все более актуальным. В научной литературе определена важность освоения профессиональной адаптируемости, но взаимодействие между такими предикторами, как факторы обучения на рабочем месте, актуальность учебной программы, поддержка университета, карьерный рост, самоэффективность недостаточно изучены. Цель исследования – изучение роли обучения на рабочем месте, актуальности учебной программы, поддержки университета и карьерной самоэффективности в адаптации студентов университета к карьере.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проведено онлайн-анкетирование 476 студентов профессионально-технических специальностей из университетов Индонезии и Малайзии. Анализ данных основывался на структурном моделировании уравнениями для проверки прямых и косвенных эффектов адаптивности карьеры с применением программного обеспечение Amos 18. Использовались 200 бутстрэп-выборок и доверительный интервал в 90 % с поправкой на систематическую погрешность для анализа роли опосредования (медиации).
Результаты исследования. Согласно полученным результатам определено, что обучение на рабочем месте, актуальность учебной программы, поддержка университета и карьерная самоэффективность напрямую влияют на карьерную адаптацию студентов профессионально-технического образования. Карьерная самоэффективность также косвенно оказывает влияние на карьерную адаптацию посредством обучения на рабочем месте и поддержки университета, однако не является посредником воздействия актуальности учебной программы на адаптацию студентов.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов профессионального образования с целью содействия карьерной адаптации в университетской среде посредством различных программ обучения на рабочем месте, актуальности учебных программ, поддержки университета и карьерной самоэффективности. Результаты исследования будут служить ориентиром для проверки (мониторинга) учебного плана текущей образовательной программы обучения на рабочем месте (WBL) и ее улучшения в университетах Малайзии и Индонезии.
Ключевые слова: карьерная адаптация, обучение на рабочем месте, актуальность учебной программы, поддержка университета, карьерная самоэффективность, профессионально-техническое образование
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Роль обучения на рабочем месте при повышении профессиональной адаптации: эмпирическое исследование среди студентов профессионально-технического образования в университетах Индонезии и Малайзии / Т. Махфуд [и др.] // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3. С. 436–453. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.436-453
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 19.04.2024;
одобрена после рецензирования 13.06.2024;
принята к публикации 20.06.2024.
Заявленный вклад авторов:
Т. Махфуд – основные концепции исследования; разработка анкеты; анализ данных; написание рукописи; подача рукописи.
A. Масек – сбор данных; рецензирование рукописи; корректура английского языка.
С. Суитно – сбор данных; анализ данных; интерпретация результатов.
А. Н. Н. Ихсани – сбор данных; написание рукописи.
Ю. Франциска – сбор данных; анализ данных; написание рукописи.
П. В. Праното – сбор данных; рецензирование рукописи.
А. Праното – сбор данных; интерпретация результатов.
С. Хади – сбор данных; анализ данных; написание рукописи.
A. Сусанто – сбор данных; написание рукописи.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.