УДК 378-047.23(470+571)
DOI: 10.15507/1991-9468.116.028.202403.421-435
Обучение или служение в российском высшем образовании: особенности начального этапа реализации нового подхода
Никольский Владимир Святославович
доктор философских наук, профессор Московского политехнического университета (107023, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Семеновская, д. 38), главный редактор журнала «Высшее образование в России», главный научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р., д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4290-1443, Scopus ID: 57883936000, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Зленко Андрей Николаевич
эксперт образовательного подхода «Обучение служением» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (109028, Российская Федерация, г. Москва, Покровский б-р., д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4535-899X, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация
Введение. Обучение служением – относительно новый феномен и педагогический подход в российском высшем образовании, масштабное внедрение которого началось в сентябре 2023 г. Рост внимания ученых к теме «обучения служением», а также недостаток соответствующих публикаций обусловили научный интерес. Статья посвящена отечественной специфике реализации «обучения служением». Цель исследования – определить условия, повлиявшие на практику внедрения подхода «обучение служением» в России.
Материалы и методы. Исследование реализовано с марта по август 2023 г. среди 18 вузов Российской Федерации. В качестве исследовательской стратегии выбран метод кейс-стади. Дизайн исследования включал полуструктурированные интервью и анализ документов.
Результаты исследования. Полученные результаты позволили обнаружить причины, источники, мотивы применения изучаемого подхода в высшем образовании, а также определить особенности реализации на этапе его становления в России. Выявлена поляризация практик «обучения служением» по отношению к ключевым категориям – обучению и служению. Часть получило условное название «обучение без служения», к которым отнесены практики, уделяющие преимущественное внимание профессиональной подготовке студентов. Другая – «служение без обучения» – в силу преобладающего интереса к социальной активности в ущерб становлению студентов как будущих профессионалов. Выявленный в статье недостаток внимания к осмыслению результатов, постановке целей и их достижению говорит о специфической «нерефлексивной педагогике» в рамках подхода «обучения служением».
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие академической дискуссии о роли и значении «обучения служением» в контексте современного российского образования и концептуальной рамки для дальнейших исследований в области «обучения служением» в России. Материалы статьи могут быть полезны ученым, анализирующим современные подходы в образовании, педагогам, разработчикам образовательных программ, стремящимся интегрировать принципы «обучения служением» в учебный процесс, а также руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в реализации подхода «обучения служением».
Ключевые слова: обучение служением, высшее образование, развитие гражданственности, академическое развитие, личностное развитие
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Никольский В. С., Зленко А. Н. Обучение или служение в российском высшем образовании: особенности начального этапа реализации нового подхода // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 3. С. 421–435. https://doi.org/10.15507/1991-9468.116.028.202403.421-435
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила 19.03.2024;
одобрена после рецензирования 14.05.2024;
принята к публикации 22.05.2024.
Заявленный вклад авторов:
В. С. Никольский – разработка концепции исследования; написание текста статьи; формулировка целей и задач исследования; обзор литературы; интерпретация эмпирических данных; формулировка выводов.
А. Н. Зленко – организация и координация исследования; проведение полуструктурированных интервью; работа над библиографией; оформление текста.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.